Астрономы обнаружили два десятка редчайших парных нейтронных звезд
Наука

Астрономы обнаружили два десятка редчайших парных нейтронных звезд

17 июля 2024 года, 11:13

Так получилось, что большинство звезд в нашей галактике являются парными (наше одинокое Солнце здесь скорее исключение, чем правило). Но к нейтронным это не относится: они «не любят» видеть возле себя никаких соседей. Тем более удивительно новейшее открытие, сделанное командой астрономов при помощи телескопа «Гея»: им удалось обнаружить сразу 21 нейтронную звезду, вращающуюся вокруг аналога Солнца. Это может означать переворот в господствующих представлениях об эволюции этих сверхплотных светил.

Почему звезды чаще всего появляются на свет дуэтами (или даже более крупными коллективами), рассказал в интервью ProКосмос глава отдела физики и эволюции звезд Института астрономии РАН в интервью Дмитрий Вибе. Если вкратце — то к этому приводят условия, складывающиеся в протозвездном облаке. Но нейтронные звезды — не совсем обычные светила, а, скорее, чересчур активные «трупы», появившиеся после гибели очень массивных звезд (но не слишком массивных, чтобы сразу коллапсировать в черную дыру).

И, поскольку выжить при взрыве, происходящем в этот момент, для любого компаньона почти невозможно, одиночество долгое время считалось нормальным состоянием для нейтронных звезд. По крайней мере, до тех пор, пока команда под руководством астрофизика Карима Эль-Бадри не обнаружила на орбите 21 солнцеподобного светила сразу целую популяцию почти невидимых нейтронных тел.

Причем наиболее удивительным оказался даже не сам факт обнаружения двойных систем (в конце концов, они встречались и раньше), а их характеристики. Обычно сверхплотный объект находится практически вплотную к ещё «живой» звезде, понемногу «высасывая» ее, словно вампир. Именно благодаря всплескам энергии, происходящим при каждой «трапезе», астрономы чаще всего и регистрируют подобные тела. Но нейтронные звезды, обнаруженные при помощи «Геи» уникальны: они вращаются вокруг своих «коллег» на огромном расстоянии — в три раза больше дистанции от Земли до Солнца.

Это удалось подтвердить, когда к наблюдениям, производимым «Геей», присоединилась целая стая телескопов, «рассыпанных» по Земле — от Анд до Гавайских островов. Иначе достоверное обнаружение было бы невозможно: нейтронные звезды настолько темные, что заметить их наличие можно лишь по гравитационному воздействию на «соседей», которое из-за расстояния тоже чрезвычайно слабое.

Каким образом аналоги нашего Солнца, весьма скромные по космическим меркам, оказались в связке с некогда гигантскими светилами (вместо того чтобы быть поглощенными или выброшенными взрывом в «свободное плавание»), астрономы пока понять не могут. Факт их выживания демонстрирует явную неполноту имеющихся космологических моделей.

Причем большинство открытых звезд оказалось весьма недалеко от нас — в пределах тысячи парсеков (до центра Млечного Пути примерно в восемь раз дальше). Тем не менее, такие пары все ещё остаются редкими: по прикидкам ученых, лишь одна из миллиона звезд, похожих на Солнце, может оказаться компаньоном нейтронного остатка. Примерно так же редко встречаются и черные дыры: ближайшая из них, известная нам, находится от Земли на расстоянии в 1 600 световых лет.