Плутон снова обделили: предложено новое определение планеты
Наука

Плутон снова обделили: предложено новое определение планеты

15 июля 2024 года, 13:40

Ученые предложили новое определение для термина «планета». По их мнению, значение, принятое в 2006 году Международным астрономическим союзом (МАС), уже устарело. Астрономы считают, что нужно включить в понятие объекты за пределами Солнечной системы и обращать внимание не на их форму, а на массу. Однако, даже по новым правилам Плутон не будет считаться планетой.

Согласно критериям МАС планетой считается астрономический объект в солнечной системе, который вращается вокруг своей звезды-хозяина; обладает достаточной гравитацией, чтобы иметь форму, близкую к шару; расчищает окрестности своей орбиты (то есть рядом нет других тел аналогичного размера, кроме спутников). Таким образом, Плутон перестали считать планетой, поскольку он не смог освободить пространство вокруг своей орбиты от других объектов.

Новое определение, предложенное группой исследователей из США и Канады, расширяет понятие «планеты». Оно включает небесные тела не только в нашей Солнечной системе, но и за ее пределами. Так, по их мнению, планета должна подходить под следующие критерии: вращаться вокруг одной или нескольких звезд или звездных остатков; иметь массу более 10 в 23-й степени кг, но менее 13 масс Юпитера.

Верхняя граница установлена не случайно. Некоторые планеты со временем становятся слишком большими – например, некоторые газовые гиганты подвергаются ядерному синтезу, в результате чего переходят в разряд коричневых карликов, то есть звезд, а не планет. При этом, даже по предложенному определению Плутон не попадает в разряд планет из-за недостаточной массы.

«Привязка определений к наиболее легко измеримой величине – массе – устраняет споры о том, соответствует ли конкретный объект этому критерию. Это слабое место нынешнего определения», - считает Бретт Глэдман из Университета Британской Колумбии в Канаде. Исследователи представят свое новое определение на генеральной ассамблее МАС в августе.

Ранее астрономы с помощью телескопа TESS открыли четыре новых мини-нептуна, вращающихся вокруг красных карликов. Радиус их всех примерно в 2-3 раза превышает земной, а период обращения вокруг красных карликов составляет менее восьми дней. Экзопланеты находятся близко к своим родительским звездам, и у трех из них, по всей видимости, искажена орбита.