Как в «Дюне»: разработан прототип скафандра, превращающего мочу в воду
Технологии

Как в «Дюне»: разработан прототип скафандра, превращающего мочу в воду

12 июля 2024 года, 13:08

В романе Фрэнка Герберта «Дюна» фримены, населяющие суровую пустынную планету Арракис, вынуждены для выживания носить «дистилляционные костюмы», которые перерабатывают любые телесные жидкости в питьевую воду. Научная фантастика скоро может стать реальностью: американские ученые разработали прототип скафандра, который позволит превращать мочу в питьевую воду во время выходов в открытый космос, либо на поверхность Луны и Марса.

На Международной космической станции (МКС) уже много лет успешно используется система переработки мочи и пота в воду. Подобная система, по мнению ученых, нужна и для выходов в открытый космос. Сегодня для утилизации отходов во время внекорабельной деятельности астронавты используют многослойные «подгузники» для взрослых, которые довольно неудобны и негигиеничны.

К тому же запасы воды при нахождении за бортом ограничены – с собой можно взять всего литр воды, что очень мало для продолжительной работы, которая может продолжаться до 10 часов. Предстоящие выходы на поверхность Луны и Марса, вероятно, будут еще более длительными, поэтому исследователи из Корнеллского университета в США изобрели новое решение.

Ученые предложили прототип скафандра, который сможет собирать мочу и перерабатывать ее в питьевую воду. Основу его составляет нижнее белье из нескольких слоев эластичной ткани, которое соединяется с силиконовой емкостью для сбора мочи. Внешняя вакуумная трубка переправляет телесную жидкость в систему фильтрации, где очистка происходит с помощью обратного осмоса – того же процесса, который используется при переработки соленой морской воды в питьевую.

Вода проходит через специальную мембрану под давлением, благодаря чему из нее удаляются 87% примесей и солей. Затем очищенная вода обогащается электролитами и переливается в специальный пакет для напитков. Сбор и очистка 500 мл мочи таким способом займет всего пять минут, отмечают исследователи.

Система питается от аккумулятора напряжением 20,5 В и емкостью 40 ампер-часов. Она довольно компактная (38 х 23 х 23 см), весит около 8 кг, и ее можно носить как рюкзак на спине скафандра. Разработчики технологии считают, что заметные преимущества перекрывают все неудобства, связанные с большим объемом переносной системы.

Прототип в ближайшее время планируют протестировать в условиях искусственной микрогравитации, чтобы убедиться в его функциональности и безопасности, а затем – испытать во время реальных выходов в открытый космос. Исследователи считают, что новый костюм может пригодиться во время полетов NASA на Луну по программе Artemis («Артемида»), а именно – во время экспедиции Artemis III, запланированной на 2026 год. Именно тогда должна состояться первая с 1972 года высадка человека на поверхность естественного спутника Земли.

Ранее американская компания RTX Corp решила расторгнуть контракт с NASA на создание скафандров для астронавтов из-за отставания от графика. Эксперты считают, что это решение может усугубить и без того сложную ситуацию на МКС, где экипаж регулярно не может покинуть пределы станции из-за проблем с защитными костюмами.