Крошечный российский спутник-сервер передал 630 тысяч пакетов данных за год
На орбите

Крошечный российский спутник-сервер передал 630 тысяч пакетов данных за год

11 июля 2024 года, 10:54

Помещающийся на ладони спутник-сервер российской компании RuVDS передал более 600 тысяч пакетов данных за год работы на околоземной орбите. Несмотря на программный сбой, который произошел во время его развертывания в прошлом июне, аппарат, размеры которого немногим больше спичечного коробка, продолжает работать штатно.

Как сообщил генеральный директор хостинг-провайдера RuVDS Никита Цаплин, наземные станции приняли со спутника 630 тысяч пакетов данных. Всего же за год работы аппарат совершил более 5,5 тысячи витков вокруг нашей планеты и преодолел около 244 млн км. В компании отмечают, что он продолжает работать в штатном режиме, несмотря на то, что команда столкнулась с некоторыми проблемами во время его запуска.

Пико-спутник – космический аппарат размером со спичечный коробок, который имеет габариты 5х5х10 см. Он может не только предоставлять услуги хостинга, но также позволяет собирать данные для образовательных и исследовательских целей – например, для изучения работы серверной аппаратуры в условиях невесомости, высокой радиации и экстремальных температур. Аппарат поддерживает связь с наземными приемными станциями и транслирует HTML-код на частоте 436,26 МГц.

Спутник RuVDS отправили на низкую околоземную орбиту 27 июня 2023 года в качестве попутной полезной нагрузки при запуске гидрометеорологического спутника «Метеор-М» №2-3. Спутник находился в составе материнского аппарата «СтратоСат ТК-1» компании «Стратонавтика», от которого позже отделился и начал самостоятельную работу. Все шло хорошо, однако во время развертывания аппарата произошла нештатная ситуация. Ее причины и подробности не приводятся, однако известно, что в результате нее основной массив памяти спутника был поврежден

Несмотря на это, 13 июля прошлого года система воспроизвела резервную версию HTML-страницы, впервые в истории продемонстрировав возможность хостинга с орбиты, отмечают в RuVDS. За год крошечный спутник-сервер успел провести первые космические соревнования и исследования в области информационной безопасности, а также смог установить сигнал со своим основным наземным сервером в Арктике.

«Изначально мы не строили долгосрочных планов, ведь в этом проекте экспериментальным было все: от самого формата пико-спутника, до вывода на орбиту с помощью пускового контейнера и задач по хостингу из космоса», – отметил гендиректор RuVDS. Сначала разработчики планировали, что HTML-страница для хостинга будет тяжелее, но из-за технических неполадок на орбите, специалистам пришлось сократить размер сайта и сделать его более «примитивным», чтобы он быстрее прогружался. Как ранее сообщал Цаплин, срок службы аппарата составляет около года, поэтому, вероятно, в скором времени его эксплуатация может завершиться.