Телескоп «Уэбб» обнаружил экзопланету с «запахом» тухлых яиц
Большой взрыв

Телескоп «Уэбб» обнаружил экзопланету с «запахом» тухлых яиц

9 июля 2024 года, 12:33

Ученые с помощью космического телескопа «Джеймс Уэбб» (JWST) обнаружили на одной из ближайших к Земле экзопланет обилие сероводорода – газа с характерным запахом, напоминающим "аромат" тухлых яиц. Планета, которую относят к классу «горячих Юпитеров», и без того известна своим суровым характером – смертоносными дождями из стекла, экстремально жаркой температурой поверхности и ветрами со скоростью более 8000 км/ч.

Речь идет об экзопланете HD 189733 b, открытой в 2005 году. Она расположена на расстоянии около 65 световых лет от Земли в созвездии Лисицы. По размеру и массе она примерно в 1,13 раза больше Юпитера. Планета расположена близко к своей звезде-хозяину – на расстоянии около 4,8 млн км, что составляет примерно 3% расстояния от Земли до Солнца. С виду бело-голубое небесное тело кажется спокойным и безмятежным, но это представление обманчиво. Из-за близкого расположения к своему светилу, температура на поверхности «адской» планеты составляет около 930 градусов Цельсия.

HD 189733 b всегда обращена к своей звезде одной стороной, которая постоянно подвергается «бомбардировке» излучением. Из-за жары на дневной стороне, частицы кремния, которых много в ее атмосфере, превращаются в мелкие стеклышки и разлетаются в стороны с высокой скоростью. «Наше исследование показало, что HD 189733b больше похожа на Юпитер, чем считалось ранее», - сказал Луис Уэлбэнкс из Университета штата Аризона, отметив, что атмосфера газового гиганта также содержит незначительные количества сероводорода.

Кроме обнаружения сероводорода, наблюдения Уэбба подтвердили предположения, что в атмосфере HD 189733 b есть вода и углекислый газ, а также исключили присутствие в ней метана. По словам исследователей, обнаруженные три молекулы позволят понять, как сформировалась такая странная планета и чем она отличается от небесных тел в нашей Солнечной системе.

«Хотя мы и не ищем жизнь на HD 189733b, поскольку она слишком горячая, состоит в основном из водорода и гелия, не похожа на Землю и так далее, изучение ее атмосферы позволит нам понять, как физика и химия ведут себя в различных средах», - поясняют исследователи.

Теперь команда хочет проследить за перемещением серы в атмосферах других экзопланет, чтобы понять, как концентрация этого элемента меняется в зависимости от расстояния до родительской звезды. «Мы хотим знать, как появились планеты такого типа, и понимание состава их атмосферы поможет нам ответить на этот вопрос», - заключили авторы научной работы.

Ранее астрономы с помощью телескопа TESS обнаружили потенциально обитаемую экзопланету размером с Венеру на относительно малом расстоянии от Земли. Она вращается вокруг звезды Глизе 12 за за 12,8 дней и температура на ее поверхности сравнительно терпимая – около 42 градусов Цельсия.