NASA поручило SpaceX разработать корабль для сведения МКС с орбиты
Технологии

NASA поручило SpaceX разработать корабль для сведения МКС с орбиты

27 июня 2024 года, 09:37

Американская компания SpaceX разработает космический корабль, который поможет свести с орбиты Международную космическую станцию после ее вывода из эксплуатации в 2030 году. Вероятнее всего, он будет создан на основе хорошо зарекомендовавших себя транспортных средств Dragon.

NASA заключило контракт с компанией Илона Маска на сумму около $843 млн. Средства на непосредственный запуск космического корабля будут выделены позже. Планируется, что разработанное SpaceX космическое транспортное средство должно будет пристыковаться к МКС и выполнить заключительную серию маневров, необходимых для контролируемого входа станции в атмосферу Земли и последующего сгорания в ее плотных слоях над южной частью Тихого океана. Отмечается, что разработка SpaceX будет полностью передана в распоряжение NASA, так что SpaceX не сможет использовать ее для своих целей.

По данным портала SpaceNews, при разработке специалисты могут взять за основу свой уже проверенный космический корабль Dragon, который сейчас используется для перевозки грузов и экипажей на МКС. При подаче заявки на создание аппарата в NASA отмечали, что это будет новый космический корабль, либо модификация уже существующего.

Ранее NASA запросило $180 млн на 2024 финансовый год для реализации программы по сведению МКС с орбиты. На слушаниях в Палате представителей США 30 апреля говорилось о выделении на проект $109 млн в 2025 году. При этом глава космического агентства Билл Нельсон предположил, что общая сумма расходов на программу может увеличиться до $1,5 млрд. Он попросил членов парламента включить полное финансирование программы в следующий законопроект о чрезвычайных ассигнованиях, чтобы точно обеспечить безопасную «утилизацию» орбитальной станции на случай, если зарубежные партнеры не помогут с этим.

В приложенной к контракту технической документации NASA поясняется, что контролируемый сход с орбиты является единственным возможным вариантом для завершения работы МКС. Рассматривались и другие варианты, такие как демонтаж и возвращение станции на Землю «по частям», вывод на более высокую орбиту, но от всех идей отказались по техническим причинам. Еще одним предложением было передать МКС коммерческой компании, но и это было бы невозможно, отчасти из-за того, что станция состоит из сегментов, принадлежащих разным странам.

Свести МКС с орбиты планируется примерно в 2030 году, однако в NASA не исключают, что партнеры по станции согласятся продлить ее срок жизни еще на несколько лет. Такое решение может быть принято, если к началу следующего десятилетия не будет создан аналог орбитальной станции. В таком случае, как отмечают в агентстве, созданный SpaceX космический корабль сможет подождать своего часа на Земле.

Напомним, правительство РФ в апреле прошлого года продлило эксплуатацию российского сегмента МКС до 2028 года. В то же время остальные страны продолжат поддерживать работоспособность станции до 2030 года. При этом в ноябре 2023 года глава Роскосмоса Юрий Борисов заявлял, что работа МКС будет продлеваться, пока это будет возможно.