Китайские ученые извлекли контейнер с образцами лунного грунта из «Чанъэ-6»
Наука

Китайские ученые извлекли контейнер с образцами лунного грунта из «Чанъэ-6»

27 июня 2024 года, 11:01

Китайские исследователи извлекли из возвращаемого аппарата «Чанъэ-6» контейнер с образцами грунта, впервые в истории собранными на обратной стороне Луны. В ближайшие месяцы они займутся их анализом и проведением научных экспериментов. Ожидается, что реголит позволит сделать новые открытия, связанные с эволюцией естественного спутника Земли и всей Солнечной системы.

Официальная церемония открытия капсулы возвращаемого аппарата состоялась 26 июня в Китайской академии космических технологий (CAST), входящей в состав Китайской аэрокосмической научно-технической корпорации (CASС). Далее из аппарата извлекли контейнер с образцами грунта, собранными на обратной стороне Луны, в ближайшие месяцы ученые займутся их анализом.

Сколько «Чанъэ-6» удалось собрать реголита, пока неизвестно, но в Китайском национальном космическом управлении (CNSA) пообещали раскрыть эти данные 28 июня. Планировалось, что аппарат соберет около 2 кг материалов.

Благодаря анализу лунного грунта ученые надеются узнать больше о формировании Земли, Луны и Солнечной системы. В прошлый раз пробы с ближней стороны Луны, собранные экспедицией «Чанъэ-5», привели к открытию новых минералов и более точному определению геологического возраста Луны.

Исследователи надеются, что новые образцы будут содержать следы материала, образовавшегося при формировании бассейна Южный полюс — Эйткен, где и совершила посадку станция. Это помогло бы узнать точно, подвергались ли Земля и Луна интенсивной бомбардировке со стороны астероидов около 4 млрд лет назад. С помощью реголита ученые также попытаются понять, почему на обратной стороне Луны отличается минеральный состав, а также по какой причине там меньше лавовых равнин, больше кратеров и толще кора, чем на ближней стороне.

Возвращаемый модуль китайской автоматической межпланетной станции «Чанъэ-6» приземлился 25 июня во Внутренней Монголии на севере КНР после своего 53-дневного путешествия к естественному спутнику нашей планеты. Китай стал первой страной, доставившей на Землю образцы грунта с обратной стороны Луны. Возвращаемый аппарат отделился от орбитального примерно на высоте 5000 км над Южной Атлантикой, вошел в атмосферу Земли на высоте около 120 км и скорости почти 11,2 км в секунду. На высоте около 10 км над поверхностью раскрылся парашют, и модуль благополучно приземлился в заранее определенном районе. После этого аппарат с образцами направили самолетом в Пекин.

Автоматическая станция «Чанъэ-6» была запущена 3 мая с помощью трехступенчатой ракеты-носителя «Чанчжэн-5» с космодрома Вэньчан на острове Хайнань. Спустя почти месяц, 2 июня, аппарат успешно совершил посадку на невидимую с Земли сторону Луны. Два дня зонд потратил на сбор образцов и 4 июня покинул естественный спутник Земли. Координировать процесс выведения помог запущенный в апреле спутник-ретранслятор «Цзюэцяо-2». На окололунной орбите взлетный модуль перегрузил образцы реголита на орбитальный аппарат, после чего «Чанъэ-6» направился в сторону нашей планеты.

«Чанъэ-6» – вторая китайская автоматическая станция, которая доставила на Землю образцы лунного грунта. Это копия «Чанъэ-5», которая побывала на Луне в 2020 году. Проект – один из шагов Китая в рамках широкой программы исследования Луны, включающей высадку космонавтов и создание совместно с Россией и зарубежными партнерами Международной научной лунной станции (МНЛС) в 2030-х годах.