«Уэбб» впервые нашел звездное скопление в молодой галактике ранней Вселенной
Большой взрыв

«Уэбб» впервые нашел звездное скопление в молодой галактике ранней Вселенной

25 июня 2024 года, 13:10

Международная группа астрономов с помощью космического телескопа «Джеймс Уэбб» разглядела гравитационно связанные звездные скопления в эпоху ранней Вселенной. Это первое обнаружение визуально связанной группы звезд в молодой галактике спустя менее чем 500 млн лет после Большого взрыва.

В молодых галактиках ранней Вселенной происходили активные фазы звездообразования, из-за чего в этих регионах сосредотачивалось значительное количество ионизирующего излучения. Прямые исследования состава этих звезд раньше были сложной задачей, но теперь на помощь исследователям пришел телескоп «Уэбб». Используя телескоп, астрономы рассмотрели пять молодых массивных звездных скоплений в так называемой Дуге космических самоцветов – галактике SPT0615-JD1. Она излучала яркий свет в то время, когда Вселенной было около 460 млн лет.

«Считается, что эти галактики являются основным источником интенсивного излучения, которое реионизировало раннюю Вселенную. Благодаря гравитационному линзированию мы можем рассмотреть галактику с точностью до парсека», – рассказала ведущий автор исследования Анджела Адамо из Стокгольмского университета. Используя «Уэбб», ученые могут наблюдать место образования звезд и механизм их распределения. Телескоп позволяет изучить звездообразование и другие внутренние процессы молодых галактик на беспрецедентном расстоянии.

Недавно обнаруженные звездные скопления в Дуге космических самоцветов впечатляют своей массивностью, плотностью и уникальным расположением в пределах небольшой области своей галактики. Они поглощают значительную часть ультрафиолетового излучения от своей «галактики-хозяина». Открытие расширит знания ученых о том, как зарождающиеся галактики создают свои звезды и где формируются шаровые скопления.

«Открытие вводит важные ограничения в теорию формирования шаровых скоплений и их первоначальные свойства. Например, высокая плотность звезд в обнаруженных скоплениях, дает нам первое представление о процессах, происходящих в их недрах, и позволяет по-новому взглянуть на возможное образование сверхмассивных звезд и зародышей черных дыр, что важно для понимания эволюции галактик», – говорит Анджела Адамо.

Исследователи не собираются останавливаться на достигнутом и намерены продолжать научную работу в этом направлении. В частности, они планируют создать выборку галактик, которые можно будет точно так же рассмотреть с помощью «Уэбба».

Ранее астрофизики с помощью «Уэбба» смогли запечатлеть уникальное явление, которое никогда раньше не наблюдалось: яркие вытянутые струи из пыли и газа, которые с удивительной синхронностью двигаются в одном направлении. Необычная находка была обнаружена в молодой туманности, расположенной в созвездии Змеи.