«Уэбб» впервые сфотографировал биполярные джеты от новорожденных звезд — они идеально выровнены
Большой взрыв

21 июня 2024 года, 10:45

Молодые, только формирующиеся звёзды крайне интересны для астрофизиков, так как их изучение помогает лучше понять принципы звездообразования и общего устройства Вселенной. Поэтому наблюдение таких звезд в приоритете у большинства новейших телескопов. И «Уэббу» только что удалось запечатлеть у таких светил уникальное явление, которое никогда раньше не наблюдалось — яркие и протяжённые струи пыли и газа, с удивительной синхронностью бьющие в одном направлении.

На этот раз камера ближнего инфракрасного диапазона запущенного в 2021 году телескопа была направлена на созвездие Змеи (часть созвездия Змееносца), а именно на ту её область, где находится одноимённая туманность. Туманность эта необычайно молода (всего около 2 миллионов лет), но даже она кажется древней в сравнении с активно зарождающимися в ней звёздами — некоторым из них не исполнилось ещё и ста тысяч лет.

И эти юные светила ведут себя крайне странно. Лучи, которые мы видим на снимке — это не дефекты оптики (как если бы кто-то снимал рассвет на «мыльницу»), а джеты, извергающиеся из недр новорожденных звёзд, наблюдение которых стало возможным лишь благодаря резко возросшим возможностям современной аппаратуры.

Прямо на фотографии виден захватывающий процесс: струи плазмы вырываются в космос и на огромных скоростях сталкиваются там с облаками газа и пыли. Нечто подобное можно наблюдать в окрестностях крупных чёрных дыр, но всегда поодиночке. Здесь же виден целый «залп» джетов, причём все они по какой-то странной причине идеально наклонены в одном и том же направлении.

Своим рождением эти струи обязаны энергичному вращению протозвёздных облаков, которое, словно водоворот, затягивает газ внутрь из окружающего «зародыш» диска. Затем закрученные магнитные поля в центре всей этой системы превращают часть захваченной ими материи в джеты, которые одновременно «выстреливают» из тела молодой звезды в противоположных направлениях. Такие джеты именуются «биполярными».

На снимке ярко-красным выделены ударные волны, возникающие при столкновении джета с облаком водорода или другого смешанного с пылью газа (например, монооксида углерода). Сама же пыль имеет оранжеватый оттенок.

Загадку удивительной синхронности джетов астрономам ещё предстоит разгадать. Этому должно поспособствовать определение химического состава данной области звездообразования — что учёные уже анонсировали, как следующий этап своего исследования. Возможно, кое-какие интересные детали предоставит также 34-летний «Хаббл», который, несмотря на отказ всех своих гироскопов (кроме одного) только что вернулся к научной работе.