Европейскую ракету Ariane 6 заправили топливом и провели репетицию запуска
Запуски

Европейскую ракету Ariane 6 заправили топливом и провели репетицию запуска

24 июня 2024 года, 09:04

Новейшая европейская ракета Ariane 6 преодолела последнюю важную веху перед дебютным полетом в июле. Как сообщило Европейское космическое агентство 21 июня, на космодроме Куру во Французской Гвиане прошла генеральная репетиция предстоящего пуска: во время нее в ракету загрузили компоненты криогенного топлива, также был проведен обратный отсчет. По словам генерального директора ЕКА Йозефа Ашбахера, подготовка к старту Ariane 6 продвигается хорошо — ожидается, что она отправится в свой первый полет уже 9 июля.

Изначально так называемый «мокрый прогон» планировалось выполнить 18 июня, однако его отложили на два дня. Как позднее заверили представители ЕКА, перенос не был связан с какими-либо серьезными проблемами, и добавили, что отсрочка не приведет к задержке первого полета ракеты Ariane 6. Во время генеральной репетиции в баки первой и второй ступеней носителя загрузили топливо — жидкий водород и жидкий кислород, также был проведен обратный отсчет — он был остановлен непосредственно перед включением двигателя Vulcain 2.1 первой ступени.

«Подготовка к первому полету продвигается очень хорошо, <…> но, конечно, предстоит еще много работы», — заявил генеральный директор ЕКА Йозеф Ашбахер. Специалисты уже провели квалификационную проверку ракеты, а также установили полезную нагрузку и обтекатель на ее верхнюю (вторую) ступень. Вплоть до 26 июня они будут анализировать данные, полученные во время генеральной репетиции.

«Генеральная репетиция — это заключительный этап перед запуском. Она позволяет командам, работающим с новыми ракетами-носителями, точно настроить деликатные операции, которые необходимо выполнить до старта, впервые используя аппаратное и программное обеспечение реальной ракеты», — объяснил руководитель проекта по запуску ракеты Ariane 6 в ЕКА Гай Пилчен.

Европейцы возлагают большие надежды на Ariane 6, рассчитывая, что она поможет преодолеть им «кризис с запуском ракет-носителей», который на время лишил Европу «независимого доступа в космос». Это было связано с несколькими факторами — задержками в разработке самой Ariane 6, прекращением эксплуатации ее предшественницы Ariane 5 (почти полтора года назад), а также отказом Европы от российской ракеты «Союз».

Чтобы восполнить пробелы, ЕКА в ноябре 2023 года заключило соглашение, предусматривавшее ежегодную финансовую поддержку проекта Ariane 6 в размере €340 млн. Это соглашение требует от компаний, разрабатывающих ракету, снизить затраты на 11%, и по словам директора ЕКА по космическим перевозкам Тони Толкер-Нильсена, агентству удалось достичь некоторого прогресса по этому вопросу. Так, в частности, снизить цену согласился неназванный немецкий партнер по Ariane 6.

Планируется, что во время своего первого полета новейшая ракета выведет на орбиту несколько малых спутников, среди них — мини-обсерватория GRBBeta, которая будет искать гамма-всплески, самые яркие электромагнитные события во Вселенной. Аппарат представляет собой двухюнитовый (2U) кубсат, который разработала и построила чешская компания Spacemanic.

Ранее итальянская компания Avio отправила на космодром Куру первый модернизированный твердотопливный ускоритель P160C QM3. Он будет использоваться на новой версии Ariane-6 — Block 2 — и перспективной Vega-E (усовершенствованная версия ракеты Vega-C). Этот ускоритель содержит на 12 тонн больше топлива, чем его предыдущий вариант. Ожидается, что статические огневые испытания P160C будут проведены до конца текущего года, но их могут перенести на начало 2025-го.