Возвращение космического корабля Starliner с экипажем отложили на начало июля
На орбите

Возвращение космического корабля Starliner с экипажем отложили на начало июля

24 июня 2024 года, 09:30

Возвращение космического корабля Starliner с Международной космической станции (МКС) на Землю вновь перенесли. Он сможет приземлиться не раньше 4 июля. Таким образом, полет экипажа, рассчитанный всего на неделю, продлится почти месяц. Дополнительное время, как следует из заявления NASA, позволит специалистам еще раз проверить все системы и убедиться в безопасности возвращения экипажа на Землю.

«Мы не торопимся и следуем стандартному процессу управления полетами. Полученные данные используются для принятия решений по устранению небольших утечек гелия в системе и налаживанию работы двигателя малой тяги», - пояснил руководитель программы коммерческих экипажей NASA Стив Стич. Он отметил, что агентство планирует провести масштабную проверку, аналогичную той, которая проводилась перед возвращением демонстрационного аппарата SpaceX Crew Dragon Demo-2 во время его первого пилотируемого полета к МКС в 2020 году.

Планировалось, что Starliner проведет на станции всего восемь дней, но в итоге он задерживается на орбите почти на месяц. Последние проверки показали, что все двигатели реактивной системы управления, кроме одного, работают штатно, а утечки гелия в двигательной установке уменьшились. Отправить корабль на Землю планировалось 26 июня, однако от этой попытки NASA отказалось. Теперь агентство планирует отстыковку Starliner после выхода астронавтов в открытый космос, запланированного на 2 июня. Поскольку возможность для приземления Starliner открывается каждые четыре дня, ближайшая дата, когда корабль сможет вернуться на Землю – не ранее 4 июля.

«Starliner штатно работает на орбите будучи пристыкованным к космической станции. Мы используем дополнительное время, чтобы расчистить путь для некоторых важных операций на станции, одновременно завершая подготовку к возвращению Бутча и Суни на Starliner и получая ценную информацию об обновлениях системы, которые мы проведем в будущем после получения сертификации», - сказал Стив Стич.

В NASA не сообщили, насколько долго Starliner сможет оставаться на станции, но отметили, что у экипажа корабля нет необходимости срочно покидать станцию, поскольку на орбите для них достаточно припасов. Ранее Стич заявлял, что корабль может оставаться на МКС до 45 дней. В агентстве также отметили, что при возникновении чрезвычайной ситуации Starliner может отправить астронавтов обратно на Землю хоть сегодня, но пока без этого можно обойтись. Дополнительное время позволит собрать больше данных о поведении космического корабля на орбите, поясняют представители NASA.

Пилотируемый космический корабль Starliner компании Boeing вместе с астронавтами стартовал к МКС 5 июня с помощью ракеты-носителя Atlas V компании ULA (United Launch Alliance). Он доставил на орбитальную станцию астронавтов NASA Бутча Уилмора и Суни Уильямс. Для Starliner это первый полет с экипажем, ранее его дважды запускали в беспилотном режиме.

Провести запуск удалось только с третьей попытки после серии переносов. Старт откладывался почти месяц то из-за проблем с дренажным клапаном на второй ступени ракеты-носителя, то из-за утечки гелия в одном из двигателей Starliner, то из-за выхода из строя наземного оборудования. Тем не менее, кораблю удалось долететь до станции, состыковаться с ней и доставить экипаж в целости и сохранности. Однако во время пребывания на МКС специалисты продолжили находить утечки гелия: за все время их было выявлено пять.

Несмотря на оптимизм NASA, в СМИ обсуждают возможный сценарий, при котором придется возвращать Starliner на Землю пустым, а для эвакуации экипажа использовать другой корабль – например, вызывать спецрейс корабля SpaceX Crew Dragon.