Космический корабль Starliner с экипажем стартовал к МКС
Запуски

Космический корабль Starliner с экипажем стартовал к МКС

5 июня 2024 года, 14:57

Американский пилотируемый космический корабль Starliner с третьей попытки стартовал к МКС. Это его дебютный полет с экипажем. Спустя 1,5 дня он доставит на орбитальную станцию двух астронавтов NASA — Бутча Уилмора и Суниту Уильямс. Ранее старт космического транспортного средства многократно переносили из-за ряда технических проблем.

Ракета-носитель Atlas V компании ULA (United Launch Alliance) c пилотируемым космическим кораблем Starliner стартовала с площадки SLC-41, расположенной на мысе Канаверал во Флориде. На борту находятся астронавты NASA Бутч Уилмор и Сунита Уильямс, которые проведут в автономном полете до Международной космической станции (МКС) 1,5 дня, затем пробудут шесть дней на станции, после чего вернутся обратно на Землю.

Starliner (CST-100) — частично многоразовый космический корабль для пилотируемых полетов, разработанный американской корпорацией Boeing. Он может вместить в себя до семи человек (хотя для НАСА требуется экипаж лишь из четырех астронавтов) и способен оставаться пристыкованным к МКС до семи месяцев. Ожидается, что один Starliner сможет выполнить до десяти полетов на орбитальную станцию.

Запустить космический корабль с экипажем планировали почти месяц назад – 7 мая, но тогда от пуска отказались за несколько минут до старта из-за проблемы с дренажным клапаном на второй ступени Centaur ракеты-носителя Atlas V. Во время замены неисправного клапана специалисты обнаружили еще и утечку гелия в одном из двигателей Starliner. В NASA отмечали, что она не представляет опасности, поскольку остальная часть двигательной установки герметична. По последним данным, она уменьшилась на 50%. Из-за продолжающихся работ по исправлению технических неполадок, дату пуска многократно переносили.

Starliner был готов к запуску 1 июня, однако за 3 минуты 50 секунд до старта и от этой попытки отказались. На этот раз специалисты выявили сразу две проблемы с наземной инфраструктурой стартовой площадки – позже выяснилось, что они связаны с компьютерной системой. Инженеры потратили следующие несколько дней на исправление ошибок.

Ранее Starliner совершил два полета на МКС, но без экипажа. Первый запуск завершился неудачей: из-за программной ошибки корабль израсходовал почти все топливо, вышел на нерасчетную орбиту, не смог добраться до орбитальной станции и состыковаться с ней. Второй полет прошел более успешно: корабль достиг МКС, состыковался со станцией и благополучно вернулся на Землю. Но и тогда были выявлены некоторые неисправности, на устранение которых инженеры потратили почти два года. Подробнее о корабле, его задачах и особенностях читайте в нашем материале.