«Хаббл» увидел «начало конца» туманности в 5300 световых годах от Земли
Большой взрыв

«Хаббл» увидел «начало конца» туманности в 5300 световых годах от Земли

24 июня 2024 года, 13:32

Космический телескоп «Хаббл» рассмотрел протозвезду в туманности Корма на расстоянии более 5300 световых лет от Земли. В NASA поделились полученными изображениями. Наблюдения показывают, как новорожденные звезды влияют на эволюцию молекулярного облака.

В поле зрения телескопа попала массивная двойная протозвезда под названием IRAS 07299-1651. Она расположена в туманности RCW 7 в созвездии Корма в Млечном Пути. Зарождающаяся звезда находится в верхней части снимка, окруженная светящимся облаком газа. Чтобы рассмотреть ее, астрономы использовали широкоугольную камеру «Хаббла», которая работает в ближнем инфракрасном диапазоне. Большинство более крупных звезд на переднем плане снимка не входят в состав туманности – они расположены между ней и нашей Солнечной системой.

Туманности – это области, богатые «сырьем» для создания новых звезд. Под действием силы тяжести, частицы этих молекулярных облаков сжимаются до тех пор, пока не сольются в молодые звезды или протозвезды, которые еще какое-то время будут окружены вращающимися сгустками из остатков газа и пыли.

Формирующиеся в RCW 7 звезды особенно массивны, от них исходит сильное ионизирующее излучение и свирепые звездные ветры, которые превратили туманность в область H II. Так называют регионы, заполненные ионами водорода: в области H I – обычные атомы водорода, а в H II – водород, который потерял свой электрон, превратившись в ион. Ультрафиолетовое излучение массивных протозвезд воздействует на водород в туманности, из-за чего он начинает излучать свет. Именно так и получается мягкое розоватое свечение, которое различимо на изображении туманности.

Образование области H II говорит о том, что туманность RCW 7 – на пути к своему концу. Через несколько миллионов лет излучение и ветры от массивных звезд постепенно рассеют газ туманности, а самые массивные звезды завершат свою жизнь в результате взрывов сверхновых. Новые звезды будут состоять всего лишь из части оставшегося газа, а остальные частицы распространятся по всей галактике и в конечном итоге сформируют новые молекулярные облака.

Ранее космический телескоп «Хаббл» возобновил научные наблюдения после приостановки в конце мая. Теперь он работает только с одни из шести гироскопов – приборов, отвечающих за ориентацию и наведение аппарата. Ограничения не сильно мешают 34-летней обсерватории делать новые снимки: на прошлой неделе специалисты NASA поделились свежим детальным изображением галактики в созвездии Золотая Рыба.