Телескоп «Чандра» выявил уникальную материю внутри нейтронных звезд
Большой взрыв

Телескоп «Чандра» выявил уникальную материю внутри нейтронных звезд

21 июня 2024 года, 10:31

Внутри нейтронных звезд может содержаться сверхплотная материя, аналогов которой нет больше нигде во Вселенной. Такое открытие сделали ученые, наблюдая остатки сверхновой 3C 58 с помощью рентгеновской обсерватории NASA «Чандра» и космического телескопа XMM-Newton Европейского космического агентства (ESA).

В центре остатка сверхновой 3C 58 в созвездии Кассиопея находится вращающаяся нейтронная звезда под названием PSR J0205+6449. Группа астрономов под руководством Алессио Марино из Института космических наук в Испании изучили ее и другие подобные объекты, чтобы понять источник вещества внутри них.

На изображении, полученным с помощью приборов на борту телескопа «Чандра», видно остатки взорвавшейся звезды 3C 58 в рентгеновском и оптическом диапазоне длин волн. В центре находится яркий белый объект слегка вытянутой формы: это быстро вращающаяся нейтронная звезда, или пульсар. От нее в разных направлениях исходят завитки синих и фиолетовых оттенков, напоминая по своей форме осьминога и его щупальца. Ее окружает облако материала красных оттенков – причем по горизонтали оно шире, чем по вертикали. Все это материя, которая образовалась после взрыва.

Чтобы узнать больше об особенностях наблюдаемого объекта, исследователи решили вывести так называемое уравнение состояния – соотношение, которое отражает связь основных свойств нейтронных звезд, включая давление и температуру в различных частях их недр. Для сравнения имеющихся данных с различными уравнениями состояния, астрофизики использовали искусственный интеллект (ИИ).

Расчеты показали, что нейтронная звезда в 3C 58 и две другие были намного холоднее, чем остальные нейтронные звезды, участвовавшие в исследовании. По мнению авторов работы, отчасти быстрое охлаждение можно объяснить тем, что эти нейтронные звезды более массивны, чем большинство других. Это значит, что они содержат больше частиц, из-за чего в них могут происходить процессы, которые заставляют нейтронные звезды остывать быстрее.

Ученые выдвинули два предположения, с чем могут быть связаны внутренние процессы в нейтронных звездах. Первое заключается в том, что вблизи центров нейтронных звезд происходит своего рода радиоактивный распад, во время которого нейтрино — частицы с низкой массой, легко проникающие сквозь вещество, — забирают себе большую часть энергии и тепла, вызывая быстрое охлаждение. Вторая причина, по мнению исследователей, может быть в наличии какой-либо необычной материи в центрах быстро остывающих нейтронных звезд.

Ранее астрофизики использовали телескоп «Чандра» для поиска жизни на экзопланетах в пределах Солнечной системы. Аппарат помог установить количество излучения, получаемого небесными телами от их родительских звезд. Пока обнаружить признаков обитаемости не удалось, но метод признан эффективным и ученые планируют продолжать использовать его в будущих наблюдениях.