«Чандра» ищет обитаемые миры «поблизости» от Солнечной системы
Наука

«Чандра» ищет обитаемые миры «поблизости» от Солнечной системы

17 июня 2024 года, 11:17

Поиски жизни на экзопланетах в окрестностях Солнечной системы традиционно ведутся при помощи инфракрасных или оптических обсерваторий. Иногда — радиотелескопов. Но команда астрономов решила подойти к этой задаче под нестандартным углом и разработать специальную методику, которая позволит заниматься тем же самым на самых мощных — рентгеновских волнах. План понемногу начинает исполняться, и в его реализации уже участвует самая современная космическая обсерватория НАСА, работающая в данном диапазоне — «Чандра».

В «охоте» за внеземной жизнью существует три главных направления. Это обнаружение потенциально пригодных для жизни миров, поиск на уже открытых планетах биомаркеров, а также сканирование космоса в надежде найти сигналы высокоразвитых цивилизаций. На первый взгляд, всё это (кроме, разве что, третьего пункта) достаточно далеко от рентгеновского излучения. Но реальность, как всегда, интереснее, и коллектив астрономов убедительно это демонстрирует.

Рентгеновский телескоп «Чандра» (а также принадлежащий ЕКА «Ньютон») они используют, чтобы установить количество излучения, получаемого экзопланетами от их звёзд-хозяев. Ведь для обитаемости (хотя бы потенциальной) этот параметр должен находиться в узком «окне»: не слишком много, чтобы не выжечь планету, но и не слишком мало, чтобы она не превратилась в ледяную пустыню.

Команда считает, что упускать в этом анализе рентгеновский диапазон в корне неправильно — ведь именно это излучение способно «сдуть» с планеты почти всю её атмосферу (как это ранее случилось с Марсом). Перейдя от теоретизирований к практике, учёные подвергли изучению выборку из 57 ближайших звёзд. Причём не только «в статике», но и «в динамике» — замерив величину излучения как во время периодов спокойствия, так и в ходе мощных вспышек.

«Мы определили звёзды, в обитаемой зоне вокруг которых среда рентгеновского излучения аналогична или даже мягче той, в которой эволюционировала Земля. Этот фактор может играть ключевую роль в поддержании богатой атмосферы, подобной той, что есть на нашей планете», — заметила одна из соавторов исследования, Сара Пикок из Университета Мэриленда.

С учётом того, что даже у находящихся поблизости звёзд вполне могут быть ещё неоткрытые экзопланеты (и более того: учёные предполагают, что их в несколько раз больше, чем обнаруженных), исследование практически гарантирует, что как минимум некоторые из систем потенциально пригодны для жизни. По крайней мере, поддержание земного типа атмосферы где-нибудь в паре десятков световых лет вполне вероятно. Остаётся надеяться, что человечество использует это обстоятельство в своих грядущих поисках.