«Хаббл» сделал неожиданное открытие, наблюдая вспыхнувшую 40 лет назад звезду
Большой взрыв

«Хаббл» сделал неожиданное открытие, наблюдая вспыхнувшую 40 лет назад звезду

11 июня 2024 года, 12:36

Астрономы с помощью телескопов «Хаббл» и SOFIA проследили, как изменилась уникальная звездная система HM Sge спустя десятилетия после ярчайшей вспышки. Последние наблюдения показывают, что астрономический объект стал более горячим, но, как ни парадоксально, немного потускнел. Вокруг двойной звезды также обнаружили концентрацию воды, газа и пыли.

Двойная звездная система HM Sagittae (или сокращенно HM Sge) на несколько месяцев в 1975 году стала ярче в 250 раз, но мгновенно не потухла, как обычно это делают новые звезды, а продолжала светить еще несколько десятилетий. Последние наблюдения показывают, что астрономический объект стал более горячим, но, как ни парадоксально, немного потускнел.

HM Sge – особый вид симбиотической (двойной) звезды, в которой белый карлик и его гигантская звезда-компаньон вращаются по эксцентричной орбите вокруг друг друга. Белый карлик поглощает газ, исходящий от «соседа», в результате чего вокруг первого образуется пылающий горячий диск, который в какой-то момент может взорваться. Так и появляются завораживающие астрономов звездные вспышки.

Группа ученых под руководством Стивена Голдмана из Института исследований космоса STScI в Балтиморе с помощью данных космического телескопа «Хаббл» и стратосферной обсерватории NASA SOFIA проанализировали, как изменилось свечение HM Sge почти за 30 лет, рассмотрев звездную систему в диапазоне длин волн от инфракрасного до ультрафиолетового излучения.

Благодаря сведениям «Хаббла» за 2021 год, исследователи выявили мощную линию излучения высокоионизованного магния, которая ранее не наблюдалась. Находка говорит о том, что температура белого карлика и аккреционного диска увеличилась с менее чем 222 200 градусов Цельсия в 1989 году до более чем 250 000 градусов Цельсия в настоящее время.

Добавив к полученным результатам данные в инфракрасном спектре с телескопа SOFIA, ученые увидели воду, газ и пыль, поступающие в систему HM Sge и вращающиеся вокруг нее. Они установили, что вода движется со скоростью около 104 200 км/ч, что, по всей видимости, соответствует скорости раскаленного аккреционного диска вокруг белого карлика.

Наблюдения также показывают, что «мост» из газа, соединяющий звезду-гигант с белым карликом, простирается примерно на 3,2 млрд км. Выяснилось также, что гигантская звезда, которая производит большое количество пыли, вернулась к своему обычному состоянию всего через пару лет после взрыва, но в последние годы потускнела. В чем причина уменьшения ее яркости, для исследователей пока загадка.

На прошлой неделе NASA сообщало, что телескоп «Хаббл», который недавно отметил свое 34-летие, столкнулся с проблемами и перешел в «безопасный режим», приостановив все научные операции. Позже агентство сообщило, что аппарат продолжит работу, используя только один из шести своих гироскопов – приборов, отвечающих за ориентацию в орбитальном пространстве. Эффективность наблюдений снизится, но это позволит продлить работу космической обсерватории еще на несколько лет.