Образцы лунного грунта перегружены на орбитальный модуль «Чанъэ-6» для отправки на Землю
На орбите

7 июня 2024 года, 09:15

Экспедиция китайского лунного зонда «Чанъэ-6» вышла на финишную прямую. Накануне, 6 июня, взлетный модуль перегрузил образцы реголита, собранные на обратной стороне Луны, на орбитальный модуль — теперь они готовы к отправке на Землю. Как ожидается, зонд возьмет курс на нашу планету 20 июня, и через пять дней спускаемая капсула приземлится во Внутренней Монголии.

Как уточнило Китайское национальное космическое управление (CNSA), стыковка взлетного и орбитального модулей автоматической межпланетной станции «Чанъэ-6» состоялась 6 июня в 14:48 по пекинскому времени (9:48 мск). Перед этим взлетный модуль произвел четыре корректировки орбиты. После стыковки он передал контейнер с образцами лунного грунта на возвращаемый аппарат, который находится в составе орбитального модуля — это произошло в 15:24 по Пекину (10:24 мск).

«Когда взлетный модуль оказался на расстоянии примерно 50 километров от комбинации из орбитального и возвращаемого модулей и на 10 километров выше, последняя постепенно приблизилась к нему в автономном режиме и захватила его “лапами”»,передает агентство «Синьхуа». Отмечается, что это уже второй раз, когда китайский космический аппарат совершает стыковку на лунной орбите — ранее такую операцию удалось осуществить в 2020 году лунному зонду «Чанъэ-5».

Теперь, как ожидается, связка из двух модулей должна отделиться от взлетного аппарата и начать подготовку к возвращению на Землю. 20 июня орбитальный аппарат запустит двигатель и покинет окололунную орбиту. На подлете к Земле от него отсоединится возвратный модуль, который представляет собой спускаемую капсулу с образцами лунного грунта — если все предыдущие этапы пройдут по плану, то она войдет в атмосферу и приземлится на территории Внутренней Монголии 25 июня.

Космическое путешествие китайского зонда «Чанъэ-6», состоящего из посадочного, орбитального, взлетного и возвратного модулей, началось 3 мая. Он был запущен с космодрома Вэньчан на острове Хайнань с помощью тяжелой ракеты-носителя «Чанчжэн-5», которая вывела аппарат на отлетную траекторию.

Полет «Чанъэ-6» выполнялся по более сложной схеме, в отличие от его предшественников, например, отечественных станций «Луна-16», «Луна-20» и «Луна-24»: ему предстояло совершить посадку на невидимой стороне Луны в районе Южного полюса, собрать образцы лунного грунта и доставить их на Землю.

Прилунение «Чанъэ-6» прошло успешно: посадочный модуль аппарата сел в бассейне «Южный полюс — Эйткен» на обратной стороне спутника 2 июня. Следующие два дня зонд потратил на сбор образцов. В общей сложности было забрано около 2 кг реголита. Подробнее о том, какими научными приборами оснащен аппарат и почему этот проект называют самым амбициозным в КНР на сегодняшний день, читайте в нашей статье.