Китайский стартап Galactic Energy запустил третью ракету за 10 дней
Запуски

Китайский стартап Galactic Energy запустил третью ракету за 10 дней

7 июня 2024 года, 09:06

Китайская частная компания Galactic Energy провела успешный пуск ракеты-носителя «Церера-1». На орбиту были выведены три аппарата: спутник для наблюдения Земли TEE-01B и два демонстрационных наноспутника «Насин-3». Примечательно, что в качестве верхней ступени использовалась платформа, получившая название «Эрос». Она разработана для длительной работы на орбите и позволит проводить испытания различных технологий и приборов в условиях космического пространства.

Коммерческая ракета-носитель «Церера-1» (или «Гушэньсин-1») частной компании Galactic Energy успешно стартовала 6 июня с космодрома Цзюцюань в Северо-Западном Китае. Она вывела на солнечно-синхронную орбиту высотой около 545 км три аппарата: спутник TEE-1B и два попутных наноспутника «Насин-3». Четвертая ступень ракеты, получившая название «Эрос», была разработана для длительной работы на орбите.

В качестве основной полезной нагрузки в этом запуске был спутник, обозначенный как TEE-01B. Расшифровка его названия с китайского переводится как «Глаз Земли-1». Аппарат изготовлен компанией «Чангуан» на базе спутника ДЗЗ третьего поколения «Цзилинь-1 гаофэнь-04». Разработка массой около 112 кг, по сути, представляет собой бесплатформенный «летающий телескоп» с пространственным разрешением 0,52 м в панхроматическом диапазоне и 2,08 м в четырех мультиспектральных участках. В официальных источниках указывается, что запущенный спутник будет использоваться для мониторинга землепользования, ресурсов, градостроительства, экологии и пригодится в работе ряда различных ведомств.

Два наноспутника «Насин-3А» и «Насин-3B» — демонстрационные, предназначены для тестирования технологий дистанционного зондирования Земли, включая съемку, а также навигацию по оптическим маякам. Вероятно, в течение ближайших лет, Китай планирует развернуть целую группировку таких спутников, однако информации о ее численности и составе пока нет.

Это был 28-й запуск Китая за текущий год. Для ракеты-носителя «Церера-1» полет, получивший название Love on Top («Любовь на вершине»), стал 14-м за все время. Такое название запуска не случайно, поскольку во время него использовалась верхняя ступень носителя, обозначенная как «платформа длительных орбитальных испытаний ″Эрос″», названная в честь бога любви из древнегреческих мифов. Использовать платформу планируется для тестирования новых материалов или оборудования, отработки новых космических технологий и проведения экспериментов в области космической биологии, биотехнологии и синтетических материалов.

Для компании Galactic Energy это был третий старт в текущем году, причем предыдущие два были проведены на прошлой неделе. Так, 29 мая «Церера-1C» отправила на околоземную орбиту четыре спутника «Тяньци» для пополнения одноименной группировки для интернета вещей, а 31 мая «Церера-1» стартовала с пятью спутниками: двумя демонстрационными аппаратами для тестирования лазерной связи «Цзигуан-01» и «Цзигуан-02», а также тремя метеорологическими спутниками «Юньяо-14», «Юньяо-25» и «Юньяо-26». По данным Galactic Energy, к настоящему времени в результате 14 полетов «Церера-1» в космос было выведено 48 коммерческих спутников, что намного превышает показатели других китайских частных носителей.

«Церера-1» — четырехступенчатая твердотопливная ракета-носитель легкого класса. Ее высота – 19 м, диаметр обтекателя — 1,4 м, стартовая масса — 33 т. На трех ступенях установлены твердотопливные двигатели, а на последней — жидкостный. Она способна отправлять до 300 килограммов полезной нагрузки на солнечно-синхронную орбиту высотой 500 км и до 350 кг на низкую околоземную орбиту высотой 200 км.