Илон Маск назвал главную техническую проблему Starship
Технологии

Илон Маск назвал главную техническую проблему Starship

4 июня 2024 года, 10:04

Компания SpaceX в ближайшее время планирует провести четвертый испытательный полет самой мощной космической ракетной системы Starship/Super Heavy. Во время него будет протестирован многоразовый теплозащитный экран второй ступени при входе в плотные слои атмосферы Земли. По словам основателя компании Илона Маска, сделать так, чтобы плитки теплозащиты не отрывались от корабля во время взлета – сейчас основная задача для инженеров.

Основатель и исполнительный директор SpaceX Илон Маск в соцсети X отметил, что специалистам нужно решить еще много сложных проблем, связанных со Starship, «но самой большой из них остается создание многоразового орбитального теплозащитного экрана, который никогда ранее не создавался».

Поверхность Starship состоит примерно из 18 тысяч шестиугольных теплопоглощающих керамических плиток, которые защищают конструкцию из нержавеющей стали от высоких температур (около 1430° по Цельсию) во время входа в атмосферу. Теплозащитный экран Starship создан по образцу тепловых щитов кораблей Space Shuttle, ремонт которых после возвращения на Землю занимал более шести месяцев, поэтому, как отмечает Маск, их нельзя назвать по-настоящему многоразовыми. 

«Чтобы решить эту проблему, требуется создание совершенно новых, недорогих, массовых и при этом высоконадежных теплозащитных плиток. Но это решаемая задача», – подчеркнул руководитель SpaceX. Одной из самых серьезных проблем, по мнению Маска, – это уязвимость системы в целом. «В большинстве мест мы не готовы к потере даже одной плитки», – отметил он, пояснив, что, если плитка отлетит, изоляционный материал под ней, который служит дополнительной защитой для корпуса, вероятнее всего, не выдержит и загорится, в результате чего пострадает и весь корабль. Однако даже если материал выдержит, после перегрева определенных участков придется производить их ремонт или даже заменять на новые, а это идет вразрез с принципами полной многоразовости и возможностью быстрого повторного использования корабля.

При этом во время вторых летных испытаний в ноябре 2023 года плиток отлетело гораздо больше, чем при первом полете в апреле 2023-го и третьем в марте текущего года. Так могло произойти потому, что перед вторым запуском специалисты SpaceX не проверяли плитки на дефекты после их установки, а во время остальных такие тесты проводились. 

Связка из космического корабля Starship и ускорителя Super Heavy уже установлена на стартовой площадке в Техасе и готова к полету, однако компания не может провести пуск, пока не получит лицензию от Федерального управления гражданской авиации США (FAA). По последним данным, запуск планируется 6 июня, однако если к этому времени получить разрешение не удастся, дату перенесут.

Если все пойдет по плану, компания продемонстрирует способность Starship возвращаться на Землю: успешно войти в атмосферу и мягко приводниться в Индийском океане. SpaceX также планирует вернуть ускоритель Super Heavy. Это должно на один шаг приблизить первый полноценный запуск самой мощной ракетной системы, которая сможет доставлять грузы и, в конечном итоге, экипаж на орбиту Земли и за ее пределы. Подробнее обо всех задачах четвертого полета Starship читайте в нашем материале.

До этого система Starship/Super Heavy отправлялась в испытательные полеты три раза. Первый прошел чуть более года назад – 20 апреля 2023 года. Несмотря на то, что ракете удалось оторваться от стартового стола и подняться на высоту 39 километров, на третьей минуте полета она потеряла устойчивость и была подорвана в воздухе. Второй старт Starship состоялся 18 ноября 2023 года. Тогда система продемонстрировала успешное разделение ступеней, но ракете-носителю не удалось вернуться к точке запуска. В зоне двигателей начался пожар и произошло разрушение конструкции, в результате чего система автоматического уничтожения взорвала носитель. Та же участь постигла и Starship, который поднялся на высоту 148 км, но на девятой минуте полета был взорван автоматикой.

Третий запуск 14 марта этого года прошел немного лучше предыдущих, но все равно не был признан до конца удачным. Компания впервые продемонстрировала успешное горячее разделение ступеней. Ускоритель Super Heavy вернулся на Землю, но был уничтожен при ударе о воду в Мексиканском заливе. Сам же космический корабль достиг расчетной суборбитальной траектории, поднялся на максимальную высоту в 234 км и разогнался до скорости 26 486 км/ч, но не пережил возвращение на Землю и сгорел в плотных слоях атмосферы.