Зонд OSIRIS-APEX не пострадал от «обжигающе» близкого пролета от Солнца
Проекты

Зонд OSIRIS-APEX не пострадал от «обжигающе» близкого пролета от Солнца

29 мая 2024 года, 11:16

Автоматическая межпланетная станция OSIRIS-APEX сумела выдержать самый близкий проход Солнца в рамках своего космического путешествия: это знаменательное событие произошло еще 2 января 2024 года, но о состоянии зонда в NASA рассказали лишь сейчас. Ученые предполагали, что аппарат и его компоненты останутся в целости, и их прогнозы полностью оправдались. И это несмотря на то, что OSIRIS-APEX оказался на 40,2 миллиона километров ближе к светилу, чем изначально задумывалось.

Как подтвердила команда OSIRIS-APEX, космический аппарат действительно остался невредимым после эксперимента — к такому выводу специалисты пришли, загрузив сохраненные данные его телеметрии в середине марта. В начале апреля ученые также протестировали приборы станции, как только она оказалась достаточно далеко от Солнца, чтобы вернуться к нормальной работе. При этом с декабря 2023 года по март зонд был в неактивном состоянии, поэтому данные его телеметрии были доступны наземным специалистам лишь в ограниченном объеме.

По словам ученых, сохранить зонд в рабочем состоянии, несмотря на «обжигающе» близкий пролет от Солнца, им позволил «творческий подход»: во-первых, ориентация станции относительно светила была зафиксирована, во-вторых, одну из ее солнечных батарей повернули таким образом, чтобы она затеняла наиболее чувствительные компоненты аппарата во время полета.

Слова членов команды подтверждают два снимка, сделанные камерой StowCam на борту OSIRIS-APEX с интервалом в шесть месяцев (до и после прохождения перигелия — ближайшей к Солнцу точки — 2 января 2024 года). На них запечатлена часть аппарата, поверхность которого осталась неизменной — это говорит о том, что более высокие температуры, которым подвергалась станция во время перигелия, не повлияли ни на ее состояние, ни на работу камеры.

В настоящее время космический зонд движется по эллиптической орбите вокруг Солнца, которая приводит его к перигелию примерно каждые девять месяцев. Чтобы выйти на траекторию, которая позволит OSIRIS-APEX встретиться с астероидом Апофис в 2029 году, станция должна пережить несколько сближений со светилом, на которые ее компоненты изначально не были рассчитаны.

Впрочем, пролет Солнца в январе уже показал, что OSIRIS-APEX и его приборы довольно хорошо защищены. Так, в частности, камера, которая помогла зонду составить карту астероида Бенну и будет задействована при изучении Апофиса, показала снижение числа «горячих пикселей» (дефект, при котором на изображениях появляются белые пятна, когда детекторы накапливают воздействие излучения, в основном от Солнца). Их количество уменьшилось на 70% по сравнению с 13 апреля 2023 года, когда камера тестировалась в последний раз.

Определенные сюрпризы преподнес и спектрометр космического аппарата в видимом и ближнем инфракрасном диапазонах. Перед перигелием в калибровочном отверстии этого прибора, судя по всему, застрял камень с астероида Бенну. Ученые считают, что по этой причине через спектрометр не смогла проникнуть часть солнечного света. Однако, собрав образцы и запустив двигатели, зонд поднял налипшую на него пыль и гальку. Чтобы проверить это предположение, специалисты снова проверят спектрометр, когда OSIRIS-APEX пролетит мимо Земли 25 сентября 2025 года.

Как ожидается, OSIRIS-APEX пролетит мимо Солнца на исключительно близком расстоянии еще пять раз. Как это отразится на его состоянии, предугадать сложно. Второй перигелий он пройдет 1 сентября 2024 года, находясь на расстоянии 74,8 миллиона километров от Солнца (это примерно вдвое меньше расстояния между Землей и Солнцем).

Межпланетный зонд OSIRIS-APEX был запущен 8 сентября 2016 года и изначально назывался OSIRIS-Rex. Его целью было собрать образцы с астероида Бенну и доставить их на Землю. После того, как эти задачи были выполнены, пролетный модуль переведен на траекторию перелета к Апофису, а сам аппарат получил новое наименование — OSIRIS-APEX.