Астрономы нашли способ увидеть излучение Хокинга
Наука

Астрономы нашли способ увидеть излучение Хокинга

28 мая 2024 года, 10:58

Много лет назад Стивен Хокинг пришёл к выводу, что чёрные дыры не вечны и должны со временем «испаряться». Теория получилась очень стройной, но проблема в том, что «испарение» происходит безумно медленно — из-за чего возникающее в ходе него излучение слишком мало, чтобы его можно было уловить в ходе эксперимента. Но три европейских астрофизика, по всей видимости, готовы предложить рабочий способ решить данное затруднение. Для этого надо всего лишь подождать, пока две чёрные дыры столкнутся.

Впервые слияние чёрных дыр удалось уловить в 2015 году при помощи двух гигантских интерферометров LIGO и Virgo. Это открытие подтвердило существование гравитационных волн и стало одним из крупнейших прорывов в истории экспериментальной физики. Но команда из трёх исследователей придумала, как с помощью подобных событий закрыть ещё одну фундаментальную проблему — вопрос существования излучения Хокинга.

Джакомо Каччапалья, Штефан Хохенеггер, Франческо Саннино выдвинули любопытное предположение, что при слиянии крупных чёрных дыр должны образовываться своего рода «брызги» — крошечные чёрные дыры, массой с крупный астероид. И в масштабе этих мини-сингулярностей излучение Хокинга должно стать заметным для приборов.

Дело в обратной зависимости интенсивности излучения от размеров чёрной дыры: чем она меньше — тем «испарение» происходит быстрее. Результатом должно стать появление гамма-лучей с особым «отпечатком» в виде фотонов высокой энергии, превышающей триллион электрон-вольт (ТэВ).

А улавливать гамма-вспышки земная астрономическая наука уже отлично умеет. Прежде всего — с помощью атмосферных черенковских обсерваторий, работа которых основана на принципе, открытом великим советским учёным. Благо, они улавливают излучение мощностью вплоть до 100 ТэВ. А создающийся международным сообществом колоссальный Массив черенковских телескопов (МЧТ) сможет и вовсе вывести подобные наблюдения на качественно новый уровень.

Изучение маленьких чёрных дыр способно не только подтвердить на практике достоверность революционного предположения Хокинга, но и приоткрыть новое «окно» в раннюю Вселенную — возможно, именно из такой сверхплотной «малютки» вырос и грандиозный Стрелец А*, вокруг которого теперь вращается Солнце, Тау Кита, Крабовидная туманность и вообще весь Млечный Путь.