Астрофизики измерили массу 126 экзопланет и открыли еще 15 новых миров
Сотрудники обсерватории Кека на Гавайях подключились к широкомасштабному исследованию, которое проводит транзитный телескоп TESS, созданный специально для поиска экзопланет. Результатом стало открытие 15 новых миров, два из которых обладают особо экзотическим характером. Кроме того, они измерили ключевые параметры, в первую очередь массу, более чем сотни далеких планет.
Метод транзита пока что является самым надежным способом обнаружить экзопланету и определить некоторые ее свойства. Вращающийся вокруг Земли телескоп TESS, подмечая колебания яркости звезд в момент прохода перед ними спутников, может делать это, не обращая внимания на помехи, создаваемые атмосферой. А обсерватория на вершине Мауна Кеа прибавляет к этому мощь своего огромного телескопа, который может измерять радиальное смещение звезды.
Благодаря этому астрономам удалось определить массу, химический состав и параметры орбит 126 экзопланет. Причем полтора десятка из них были обнаружены впервые. Всего на исследование ушло три года, в течение которых на Земле было проведено больше 9000 измерений.
Получившаяся в результате выборка экзопланет, найденных транзитным методом и изученных радиальным, стала самой крупной в истории, превысив предыдущую практически пятикратно. Самыми интересными в каталоге оказались два мира — TOI-1824 b и TOI-1798 c.
Первый из них является сверхплотной планетой, чем-то напоминающей гибрид Нептуна и Земли. Его масса — 19 земных — ближе к ледяному гиганту, но линейные размеры превышают габариты нашей планеты всего в 2,6 раза. Таким образом, он почти в два раза плотнее статистической нормы, а первая космическая скорость на поверхности данного мира должна быть просто гигантской.
Что же касается TOI-1798 c, то это редкая и довольно экстремальная суперземля. Она вращается вокруг напоминающего Солнце оранжевого карлика TOI-1798, вместе с еще одной планетой (TOI-1798 b) по чрезвычайно короткой орбите — немногим больше 11 часов. Из-за этого она получает в 3000 раз больше излучения, чем наша Земля, и, скорее всего, «зачищена» им до блеска — ни о какой атмосфере здесь не может идти и речи.
Все эти открытия указывают на уникальность нашей собственной Солнечной системы, где нет ни одного горячего юпитера, а самой экстремальной планетой является Меркурий, обращающийся вокруг Солнца заметно дальше. Возможно, они помогут человечеству понять, каковы причины такой уникальности наших «жилищных условий» и эффективнее организовать поиск подобных систем в окружающем нас космосе.