Видно без телескопа: колоссальный космический взрыв ожидается до конца лета
Наука

Видно без телескопа: колоссальный космический взрыв ожидается до конца лета

22 мая 2024 года, 10:32

Ещё в начале года астрономы предупреждали, что в ближайшее время мы невооруженным глазом сможем увидеть в звёздном небе мощнейшую вспышку — ярче Полярной звезды и более редкую, чем комета Галлея. И, судя по всему, наконец-то этот момент настаёт: по оценкам некоторых учёных, до взрыва, идущего к нам из глубин космоса, остались считанные недели, дни, а возможно, даже часы.

Звезда Т созвездия Северной короны (недалеко от изящной дуги Большой Медведицы) расположена далеко от нас — в 3 000 световых лет — и не отличается особой яркостью. Это обыкновенный белый карлик — «труп» некогда погибшего светила, обречённый миллиарды лет дрейфовать по космосу в «законсервированном» состоянии.

Но у данного карлика есть компаньон, который пока ещё вполне себе жив — активный красный гигант, постоянно «сбрасывающий» на поверхность погасшей звезды часть своего материала. И раз примерно в 80 лет количество этого самого материала достигает критической отметки. После чего карлик доказывает, что не так уж он и мёртв — происходит взрыв.

Взрыв этот имеет столь чудовищную силу, что Т Северной короны, обычно видимая лишь в очень мощный телескоп, внезапно становится одной из ярчайших в своём секторе неба, затмевая даже Полярную звезду. В последний раз это произошло в 1946 году и оставило заметный след в истории астрономической науки. Теперь наша очередь увидеть это событие.

Научный директор Лоуэлловской обсерватории в Аризоне Джерард Ван Белль считает, что взрыв произойдёт в ближайшее время. Дело в том, что незадолго до вспышки в 1946 году яркость Т Северной Короны ненадолго упала, знаменуя как бы затишье перед бурей. И точно такое же поведение кривой блеска было отмечено астрономами сейчас. Это означает, что взрыв как никогда близок — хотя предсказать его с точностью до дня, разумеется, невозможно.

Наиболее вероятный период начинается в текущем месяце и продлится до конца лета. В самом «запущенном» случае вспышки придётся ждать до сентября. Но с этой недели многие высокоточные приборы в обсерваториях по всему Северному полушарию нацелены на окрестности Большой Медведицы. Впрочем столь яркое событие на безоблачном ночном небе будет заметно и невооруженным глазом..