«Оживает» раз в 80 лет: в этом году земляне смогут увидеть вспышку новой звезды
Смотрим вверх

«Оживает» раз в 80 лет: в этом году земляне смогут увидеть вспышку новой звезды

13 марта 2024 года, 12:56

Жители Земли смогут увидеть в этом году событие, еще более редкое, чем комета Галлея. Его «автором» станет белый карлик, который раз в 80 лет «оживает» и вспыхивает с такой силой, что становится для нас ярче Полярной звезды. Но, в отличие от нее, это уникальное явление можно будет наблюдать не больше недели.

За редкий феномен отвечает звездная система, расположенная примерно в 3000 световых годах от Земли, в созвездии Северная Корона (по форме действительно напоминает изящную полукруглую диадему). Сама двойная звезда известна как T Северной Короны (сокращенно — T CrB) и состоит из красного гиганта и белого карлика, которые вращаются друг вокруг друга.

Белый карлик — это «труп» погибшей звезды, но в паре с огромным красным компаньоном он неожиданно подает очень яркие признаки жизни. С каждым витком он забирает у него определенное количество раскаленной материи, а когда ее количество превышает критический уровень — происходит взрыв.

В этот момент двойная система, обычно слишком тусклая, чтобы увидеть ее невооруженным глазом, внезапно становится одной из самых ярких в своем секторе неба. Из звездной величины +10 она сразу «перепрыгивает» в +2, что делает ее не менее яркой, чем хорошо известная всем жителям Северного полушария Полярная звезда.

В последний раз Т Северной Короны вспыхивала в 1946 году. Во всем Млечном Пути не более пяти подобных ей «взрывающихся» систем, причем далеко не все видны в наших широтах. Так что другого шанса увидеть рождение в ночном небе «новой звезды» может уже не представиться (если, конечно, внезапно не решит взорваться Бетельгейзе, что, впрочем, маловероятно).

Чтобы увидеть вспышку, когда она произойдет, ученые рекомендуют направить взгляд на Северную Корону, которая находится в окружении созвездий Большой Медведицы, Дракона и Льва. Искомая звезда будет находиться к югу от Эпсилона Короны — второго слева светила в созвездии.

Ожидается, что звезда вспыхнет до конца сентября текущего года, но точнее предсказать это событие практически нереально. Возможно, колоссальный взрыв состоится уже завтра. В следующий же раз нечто подобное удастся увидеть не ранее чем через 80 лет.