Роскосмос определил оператора для орбитальных группировок «Сферы»
Технологии

Роскосмос определил оператора для орбитальных группировок «Сферы»

21 мая 2024 года, 13:38

Роскосмос выбрал оператора для спутниковых группировок «Скиф», «Экспресс-РВ» и «Марафон IoT», которые разрабатываются в рамках федерального проекта «Сфера». Управлять ими будет акционерное общество «Гонец», которое уже обслуживает одноименную группировку спутниковой связи и орбитальную систему ретрансляции «Луч».

Оператор объединит наземную инфраструктуру, в том числе абонентские устройства, перечисленных спутниковых группировок. Благодаря этому космические аппараты, которым предстоит работать на разных орбитах, смогут эффективнее предоставлять услуги, пояснили в пресс-службе Роскосмоса.

Федеральный проект «Сфера» был утвержден правительством РФ в 2022 году. Программа предусматривает создание глобальной спутниковой сети для обеспечения территории РФ и других стран интернетом и телефонной связью. Проект будет включать в себя более 600 спутников. В программу войдут пять группировок связи - «Скиф», «Марафон IoT», «Экспресс», «Экспресс-РВ» и «Ямал» и пять группировок дистанционного зондирования Земли — «Беркут-Х», «Беркут-О», «Беркут-ВД», «Беркут-С» и «Смотр». Их отправят в космос поэтапно с 2024 по 2028 год.

Система «Скиф» будет предоставлять широкополосный доступ в интернет со средней орбиты высотой 8 070 км. В нее будет входить 12 спутников: по четыре в трех орбитальных плоскостях на высоте 8 тыс. км.

Группировка «Экспресс-РВ» будет состоять из четырех аппаратов и обеспечит услуги круглосуточной фиксированной и подвижной связи, включая широкополосный доступ в интернет с высокоэллиптической орбиты высотой 40 000 км. Система позволит охватить связью зоны Северного морского пути и Арктики, недоступные для геостационарных спутников, а также обеспечить связью транспорт.

«Марафон IoT» будет намного крупнее: в группировку войдут 264 малых спутников на низкой околоземной орбите высотой 750 км, основной задачей которых станет обеспечение интернета вещей и передача управляющих команд на беспилотники. Как ранее сообщил руководитель федерального проекта «Сфера» Сергей Прохоров, первые два спутника «Марафон-IoT» отправят на орбиту до конца текущего года, а полностью развернуть группировку планируется до 2028 года.

Ранее в Роскосмосе сообщили о начале строительства наземного комплекса связи для спутниковой системы «Гонец» нового поколения. Инфраструктуру разместят в нескольких регионах России для управления будущей орбитальной группировкой, которая будет насчитывать 28 спутников до 2033 года. Сейчас на орбите работает группировка из 18 спутников «Гонец М» в составе многофункциональной системы персональной спутниковой связи «Гонец-Д1М». В последний раз спутники этой серии запускались в октябре 2022 года с космодрома Восточный.