Запуск «Старлайнера» снова перенесен
Первый пилотируемый запуск корабля CST-100 Starliner компании Boeing снова отложен. Место утечки гелия в служебном модуле локализовано, но есть проблемы... Хотя НАСА заявило, что утечка «стабильна и не представляет риска во время полета», специалистам Boeing требуется дополнительное время для разработки процедур, гарантирующий безопасность запуска.
После отмены запуска 6 мая НАСА назначило старт ракеты-носителя Atlas V с кораблем Starliner сначала на 18-е, а потом на 21 мая, сдвинув дату из-за обнаружения утечки гелия в служебном отсеке аппарата. .
10 мая ряд интернет-изданий опубликовал заявление фирмы ValveTech – поставщика компонентов клапанов для реактивной системы управления корабля – которая предупредила о «катастрофе», если НАСА предпримет вторую попытку запуска «Старлайнера». Другие СМИ подхватили панические высказывания, хотя в тот же день адвокатское бюро Гастингса фактически дезавуировало заявление. Выяснилось, что никаких призывов отменить запуск не было, а имели место лишь предупреждения о проблемах безопасности, которые необходимо решить до повторной попытки старта.
«Некоторые СМИ неверно процитировали или исказили мой комментарий в пресс-релизе, — заявила президент ValveTech Эрин Фавилл — Я сказала, что НАСА необходимо удвоить проверки и пересмотреть протоколы безопасности, чтобы убедиться в надежности [корабля] Starliner прежде чем снова пытаться запустить его. ValveTech — ценный партнер НАСА. Отмена этой миссии не имела бы смысла и не отвечала бы интересам моей компании. К сожалению, некоторые из моих комментариев были вырваны из контекста и подразумевали обратное».
Наблюдатели отмечают непонятный поворот событий: сначала ValveTech привлекла внимание к клапану, конструкцию которого компания-разработчик двигательной установки корабля Aerojet якобы «позаимствовала», а потом опровергли свое же заявление… При этом за кадром остается тот момент, что первый перенос (6 мая) был связан с клапаном на второй ступени ракеты, а не на корабле.
Уже на исходе волны обсуждения на тему «НАСА застряло в центре борьбы за клапаны подрядчиков корабля Starliner» (обыгрывается застрявший в промежуточном положении дренажный клапан верхней ступени), Тори Бруно, генеральный директор компании ULA (United Launch Alliance), поставляющей для Starliner ракету-носитель Atlas V, ответил в X на заявление Эрин Фавилл: «Почти все неверно. [Неисправность] не критична, [дренажный клапан] не течет, и т.д. Примечательно, что персона, которую цитируют, кажется не знает, как работает этот вид клапанов».
Уже 17 мая эксперты полагали, что запуск будет перенесён ещё на несколько дней (ориентировочно на 25 мая), все по той же причине, связанной с утечкой гелия.
На следующий день появилось сообщение, что НАСА, Boeing и ULA перенесли миссию на 25 мая, чтобы «использовать дополнительное время для завершения работ по устранению утечки гелия в сервисном модуле».
Испытания гелиевой системы корабля, проведенные 15 мая, показали, что утечка во фланце одного из двигателей реактивной системы управления «стабильна и не представляет риска на этом уровне во время полета», а остальная часть двигательной установки герметична.
По мере того, как эта работа продолжится, НАСА проверит данные и процедуры, чтобы принять окончательное решение о дате повторной попытки. Сейчас астронавты Барри Уилмор и Сунита Уильямс остаются на карантине в Хьюстоне и вернутся в Космический центр имени Кеннеди во Флориде ближе к новой дате запуска. Корабль, который пристыкован к ракете, пока находится в Здании вертикальной сборки на стартовом комплексе SLC-41 станции Космических сил «Мыс Канаверал» во Флориде.
Наблюдатели отмечают, что уже не первый раз Boeing оказывается в центре внимания публики, правда, в большей степени из-за проблем с качеством гражданских авиалайнеров, выпускаемых компанией. Федеральное управление гражданской авиации FAA заявило, что проводит аудит производства Boeing, а Министерство юстиции США объявило, что возбудит уголовное расследование последних инцидентов, в частности, с самолетом B-737 MAX 9 авиакомпании Alaska Airlines: 5 января 2024 года авиалайнер выполнял регулярный рейс по маршруту Портленд – Онтарио и лишился части фюзеляжа, которая используется в качестве аварийного выхода, что привело к неконтролируемой декомпрессии пассажирского салона.