Первый полет Starliner с экипажем отложили еще на четыре дня из-за утечки гелия
Технологии

Первый полет Starliner с экипажем отложили еще на четыре дня из-за утечки гелия

15 мая 2024 года, 11:22

Первый пилотируемый полет космического корабля CST-100 Starliner компании Boeing перенесли на четыре дня из-за утечки гелия в одном из его двигателей. По последним данным, старт состоится 21 мая. Дебютный запуск корабля с экипажем с помощью ракеты Atlas V со стартовой площадки SLC-41 на мысе Канаверал во Флориде уже откладывали несколько раз, в том числе за несколько минут до старта 7 мая. Тогда причиной стала неисправность дренажного клапана на баке окислителя второй ступени ракеты-носителя.

«Специалисты NASA, Boeing и ULA (United Launch Alliance) продолжают работать над оставшимися задачами [устранять нештатную работу систем — прим. ред.] в рамках подготовки к испытательному полету корабля Starliner с экипажем на борту на Международную космическую станцию», — говорится в сообщении на сайте компании. Пуск, ранее запланированный на 17 мая, теперь состоится 21 мая.

Причиной переноса даты старта стала «небольшая утечка гелия», пояснили в Boeing. Ее обнаружили во фланце одного из двигателей реактивной системы управления космического корабля. В компании пояснили, что в данном случае газообразный гелий используется для продувки двигателей перед полетом и не является горючим или токсичным. В сообщении не указано, когда была обнаружена утечка и было ли о ней известно во время предыдущей попытки пуска 7 мая.

Согласно заявлению компании, вместе со специалистами NASA проводится поиск конкретного места утечки для ее устранения. «В рамках испытаний Boeing наддует двигательную установку до полетного давления, как это делается перед запуском, а затем позволит гелию выйти естественным образом, чтобы подтвердить существующие данные [о месте утечки]», — заявили в корпорации.

Первая попытка запуска космического корабля Starliner с экипажем, запланированная 7 мая, была отложена за несколько минут до старта из-за проблемы с дренажным клапаном на второй ступени Centaur ракеты Atlas V. Сначала пуск перенесли на 11 мая, затем — на 17 мая.

В Boeing указали, что 11 мая специалисты ULA успешно заменили тот самый клапан на баке с жидким кислородом ступени Centaur, из-за которого провалилась первая попытка старта. Они выполнили повторный наддув системы, успешно протестировав замененный узел.

Во время своего первого пилотируемого полета Starliner должен отправить на МКС двух астронавтов NASA — Бутча Уилмора и Суниту Уильямс. Они проведут в автономном полете до МКС 1,5 дня, затем — шесть дней на борту станции, после чего отправятся обратно на Землю. Экипажу предстоит взойти на борт корабля, который до настоящего времени совершил лишь два беспилотных полета. Во время первого полета из-за программной ошибки Starliner израсходовал почти все топливо, вышел на нерасчетную орбиту, не смог добраться до станции и состыковаться с ней. Второй полет прошел успешнее: корабль достиг МКС и благополучно вернулся на Землю, хотя во время миссии отмечались неисправности, на устранение которых инженеры потратили почти два года.

Starliner (CST-100) — частично многоразовый космический корабль для пилотируемых полетов, разработанный американской корпорацией Boeing. Он может вместить в себя до семи человек (хотя для НАСА требуется экипаж четыре астронавта) и способен оставаться пристыкованным к МКС до семи месяцев. Ожидается, что один Starliner сможет выполнить до десяти полетов на орбитальную станцию. Подробнее о корабле, его характеристиках и особенностях читайте в нашем материале.