Телескоп «Спитцер» объяснил «пищевые привычки» сверхмассивной черной дыры
Наука

Телескоп «Спитцер» объяснил «пищевые привычки» сверхмассивной черной дыры

14 мая 2024 года, 11:56

Сверхмассивные черные дыры постоянно питаются, непрерывно увеличивая свою и без того колоссальную массу. Но как — этого ученые долгое время не видели. К счастью, космический телескоп «Спитцер» перед своим выводом из эксплуатации успел сделать несколько снимков галактики Андромеды, на которых ученые спустя несколько лет смогли рассмотреть обстоятельства трапезы «собрата» Стрельца А*.

Когда черная дыра поглощает некий объект, происходит выделение энергии в виде яркой вспышки. По крайней мере, в теории. Ведь что Стрелец А* в центре Млечного Пути, что его сверхмассивный «товарищ» в сердце Туманности Андромеды ведут себя на удивление «смирно». То весьма скромное количество света, которое от них исходит, заставляло ученых подозревать, что они поглощают материю малыми порциями, зато постоянно. И вот, «Спитцер» дал тому доказательства.

Телескоп после долгой службы был в 2020 году официально выведен «на пенсию». Но объем собранных им данных, хранящихся в заархивированном виде в Калифорнийском технологическом институте, настолько велик, что они продолжают двигать вперед науку.

Еще в начале года команда исследователей выдвинула предположение, что черная дыра в центре Андромеды питается постоянным потоком газа, который не провоцирует крупных вспышек, зато стабилен и практически непрерывен. Ученые опирались на компьютерные модели, которые показали, что такая схема возможна. Но найденные в архиве снимки Туманности Андромеды, сделанные «Спитцером», показали: не просто возможен, но и более чем вероятен.

В свое время телескоп сделал более 11 000 отдельных фотографий, которые были затем объединены в одну громадную панораму. Причем в двух вариантах: на одном из них видны звезды, сверхновые и прочие яркие точечные объекты, а на другом — лишь «скелет» галактики, состоящий в основном из огромных масс газа и пыли, закручивающихся вокруг ее центра, подобно гигантской воронке.

Сравнив свои расчеты с инфракрасным пейзажем, астрофизики не могли не отметить стройнейшего соответствия. Дело в том, что потоки газа должны иметь строго определенные габариты и скорость, в противном случае свечение черной дыры было бы гораздо более нерегулярным. Но свойства Туманности Андромеды практически идеально вписались в компьютерную модель.

Таким образом, современная космологическая наука в очередной раз продемонстрировала свою прогностическую мощь, показав, что она в состоянии делать успешные выводы, опираясь на минимум данных. А земляне имеют возможность насладиться панорамой ближайшей к нам крупной галактики — пока она не вошла в ударный контакт с Млечным Путем.