Андромеда и Млечный Путь начали обмениваться звездами
Наука

Андромеда и Млечный Путь начали обмениваться звездами

15 марта 2024 года, 11:45

Астрономы утверждают, что до слияния Туманности Андромеды и Млечного Пути остается как минимум четыре миллиарда лет. Но новейшие данные показывают, что слияние уже началось: первые звезды, с высокой скоростью «выброшенные» из Андромеды, уже начали «иммигрировать» в нашу Галактику. Искать звездных пришельцев надо в центре Млечного Пути.

Одни из самых быстрых тел в космосе — сверхскоростные звезды. До сих пор не до конца ясно, откуда берутся эти объекты, несущиеся сквозь галактики со скоростью больше 1000 километров в секунду (1/300 скорости света). Возможно, это бывшие двойные звезды, компаньоны которых были уничтожены черной дырой, благодаря чему появился разогнавший их мощный гравитационный импульс. Не исключено, что нечто похожее могут проделывать и сверхновые.

Так или иначе, именно эти скитальцы имеют наибольший шанс вырваться за пределы собственной галактики и отправиться в безбрежное межгалактическое пространство. Но происходит ли такое между Млечным Путем и его соседом?

Чтобы это установить, команда астрономов во главе с Лукасом Гюльзовом из Института астрофизики в немецком Карлсруэ провела кропотливый анализ: сперва они смоделировали движение двух галактик относительно друг друга, затем — гравитационный потенциал всей системы (общее ускорение для произвольной точки внутри нее), и лишь после этих прелюдий — вероятную схему маршрутов странствий блуждающих звезд.

В конечном итоге компьютер помог рассчитать траектории 18 миллионов сверхскоростных светил — причем по отдельности для двух различных сценариев. Согласно первому, массы обоих галактик примерно равны, второй же предполагает, что Млечный Путь примерно в два раза легче. «Стартовые позиции» звезд-«беглецов» были случайным образом сгенерированы вокруг центральной области Туманности Андромеды (где вероятность их появления больше всего).

Оказалось, что как минимум 0,013 и 0,011 процента сверхскоростных звезд в настоящий момент должны находиться в радиусе 50 килопарсек вокруг центра Млечного Пути. Причем некоторые из них за миллионы лет путешествия вполне могли не только сохранить свою фантастическую скорость, но и успеть «подрасти» — перескочить на новую ступеньку эволюции в рамках главной последовательности.

Но самое интересное получилось, когда команда нанесла на карту смоделированное ей распределение звезд и сопоставила его с реальной картиной, полученной телескопом «Гея». Оказалось, что они великолепно согласуются. А значит, в недалеком будущем на основе траекторий и скоростей можно будет вычислить настоящих «пришельцев» из Галактики Андромеды в центре Млечного Пути.