Можно взять на Марс: студенты МАИ создадут «научный смартфон»
Технологии

Можно взять на Марс: студенты МАИ создадут «научный смартфон»

14 мая 2024 года, 10:02

Российские студенты придумали эффективный и «компактный» способ, который позволит ученым отправляться в исследовательские экспедиции налегке — причем как на Земле, так и в космосе. Речь идет об электронном гаджете — так называемом «научном смартфоне», — вобравшем в себя функции различной измерительной аппаратуры, например, тепловизора и прибора, который измеряет ультрафиолетовое излучение и кислотность почвы. Ожидается, что новое устройство появится на рынке в ближайшие три года.

Разработкой необычного устройства, который не имеет аналогов, занимаются студенты Московского авиационного института (МАИ). По их словам, они хотят создать «научный смартфон», оснащенный датчиками. Какими конкретно — пока неизвестно, но, как подчеркнули молодые изобретатели, по этому вопросу они советуются с сотрудниками МЧС, метеорологами, геологами и обычными туристами.

Студенты МАИ полагают, что их изделие пригодится участникам научных экспедиций, а также специалистам, которые работают в исследовательских сферах. Причем речь не только о Земле — прибор можно будет взять и в космос, для изучения других небесных тел, например, Марса. «Человек высаживается на Марс. С помощью нашего прибора он сможет измерить радиационный уровень, провести анализ почвы, узнать расстояние до видимого объекта», — объяснил студент магистратуры института №6 «Аэрокосмический» МАИ Никита Матасов.

Поддержку студенческому проекту оказывает Фонд содействия инновациям. Отмечается, что «маёвцы» создали несколько прототипов «научного смартфона» и в настоящее время пытаются разработать его улучшенную версию. Кроме того, в рамках работы над прибором, которая ведется уже третий год, студенты также изготовили датчики, отличающиеся повышенной точностью, и собственное программное обеспечение. Они планируют выйти на рынок с готовым продуктом в течение трех лет.

В апреле РКК «Энергия» показала макет малого космического буксира «МАТРОС», который предлагается использовать на Российской орбитальной станции (РОС), например, для запуска с ее борта небольших спутников или помощи космонавтам при выходе в открытый космос. Созданием МАТРОСа занимаются студенты и преподаватели МГТУ имени Баумана. Этот вуз, как и МАИ, входит в число основных кузниц кадров для ракетно-космической отрасли, и в последнее время учащихся все чаще стали привлекать к выполнению многих важнейших задач, стоящих перед Роскосмосом.

Помимо строительства РОС, в их число входит развитие многоспутниковых группировок, создание новых средств выведения, развитие научных и пилотируемых космических программ и многое другое. Как Роскосмос взаимодействует со студентами «космических» вузов, какие проекты им предлагает, и что госкорпорация делает для привлечения молодых специалистов в отрасль и их удержания на местах, читайте в нашем интервью с директором административного департамента Роскосмоса Дмитрием Шишкиным.