Вернулся к «охоте» за планетами: NASA возобновило работу телескопа TESS
Технологии

Вернулся к «охоте» за планетами: NASA возобновило работу телескопа TESS

8 мая 2024 года, 13:38

Специалисты NASA восстановили работу космического телескопа TESS. Больше недели он провел в безопасном режиме, после чего вернулся к научным наблюдениям с 3 мая. Обсерватория продолжит искать экзопланеты: за шесть лет ей удалось найти 7147 кандидатов, и это еще не предел.

Телескоп TESS (Transiting Exoplanet Survey Satellite) автоматически перешел в безопасный режим 23 апреля и с тех пор не проводил наблюдения. До этого он внезапно отключался 8 апреля, после чего временно возобновлял работу 17 апреля.

Специалисты выяснили причину сбоя: оказалось, что аппарат не смог должным образом сбросить импульс с реактивных колес космического аппарата, которые используются в основном для управления ориентацией спутникам при проведении наблюдений. Двигательная установка, которая обеспечивает передачу импульса, не смогла вернуться в строй после предыдущего перехода в безопасный режим. Проблему удалось устранить, и телескоп смог вновь вернуться к научной работе. При этом что стало причиной отключения аппарата 8 апреля, инженерам пока непонятно.

Телескоп TESS работает на высокоэллиптической околоземной орбите с апреля 2018 года и не так давно отметил шестилетие с момента запуска. Его основная задача – искать планеты за пределами Солнечной системы. По состоянию на май 2024 года TESS идентифицировал 7147 кандидатов в экзопланеты, из которых 440 подтверждены.

TESS завершил свою основную научную программу в июле 2020 года, а первую расширенную программу – в сентябре 2022 года. В настоящее время «охотник за экзопланетами» выполняет задачи в рамках второго этапа расширенной программы. Недавно он впервые обнаружил планету-изгоя – объект планетарной массы, который находится в космическом пространстве самостоятельно, независимо от звезд или других планет.

На прошлой неделе специалисты NASA также восстановили работу космического телескопа «Хаббл», который служит на околоземной орбите уже 34 года – с апреля 1990 года. Аппарат автоматически перешел в безопасный режим 23 апреля, временно приостановив все научные операции. Причиной стала ошибка в работе одного из трех гироскопов. В результате инженеры нашли решение, которое позволило наладить работу всех приборов и продолжить исследование Вселенной.