Блуждает по Вселенной: телескоп TESS обнаружил свою первую планету-изгоя
Наука

Блуждает по Вселенной: телескоп TESS обнаружил свою первую планету-изгоя

26 апреля 2024 года, 13:26

Космический телескоп NASA TESS впервые обнаружил планету-изгоя. Сделать это удалось с помощью метода гравитационного микролинзирования, когда небесное тело проходило перед звездой TIC-107150013, расположенной на расстоянии 3,2 парсека от Земли.

Планетами-изгоями (или планетами-сиротами) называют объекты планетарной массы, которые существуют в космическом пространстве самостоятельно — они не обращаются вокруг звезд, коричневых карликов или других планет, но иногда могут делать обороты вокруг галактического ядра. Считается, что такие планеты были образованы из протопланетного диска, а затем «выброшены» из родительской звездной системы. Согласно другой теории, они сформировались из-за коллапса сгустка материи в облаке из газа и пыли.

Результаты моделирования показывают, что таких «свободных» планет в галактике должно быть предостаточно, однако до сих пор их было открыто не так много. Все потому, что найти такие объекты среди звезд достаточно сложно. Их электромагнитное излучение довольно слабое, поэтому телескопам трудно их «поймать». Единственный способ увидеть подобные планеты — когда они проходят перед звездой. На сегодняшний день с Земли с помощью такого метода выявили только три планеты-изгоя. Обнаружение одной из них — заслуга телескопа TESS.

Телескоп TESS работает на геоцентрической околоземной орбите с апреля 2018 года, сканируя большие участки неба и отслеживая яркость десятков тысяч звезд. Он позволяет ученым наблюдать транзиты звезд — изменения яркости, которые происходят, когда перед ними проходят другие объекты. С помощью этого метода астрономы выявляют новые экзопланеты и определяют их размер и другие характеристики. Как правило, для этого нужно отследить как минимум три транзита. По состоянию на апрель 2024 года, TESS идентифицировал 7138 кандидатов в экзопланеты, из которых 440 были подтверждены.

Ранее исследователи из Великобритании сообщили об обнаружении 85 потенциально пригодных для жизни экзопланет за пределами нашей Солнечной системы с помощью TESS. По размеру они подобны Юпитеру, Сатурну и Нептуну, а по температуре — намного холоднее, чем большинство обнаруженных телескопом объектов.

В феврале сообщалось, что TESS нашел новую потенциально обитаемую планету TOI-715b размером чуть больше Земли. Она находится примерно в 137 световых годах от нашей планеты и вращается на близком расстоянии вокруг красного карлика, совершая один оборот всего за 19 дней.