Новейшая китайская ракета вывела на орбиту четыре спутника
Запуски

Новейшая китайская ракета вывела на орбиту четыре спутника

7 мая 2024 года, 10:35

Китай впервые запустил новый вариант двухступенчатой ракеты-носителя, названный «Чанчжэн-6С». Как и большинство средств выведения нового поколения, она работает на экологически безопасных компонентах топлива, в данном случае на жидком кислороде и керосине. Основной задачей носителя будет доставка спутников на низкую околоземную и солнечно-синхронную орбиту: во время своего дебютного полета ракета успешно запустила сразу четыре космических аппарата.

Ракета-носитель «Чанчжэн-6С» стартовала 7 мая в 06:21 мск с площадки № 9А космодрома Тайюань в провинции Шаньси на севере Китая. На ее борту находились четыре экспериментальных спутника «Хайвансин-01», «Чжисин-1С», «Куаньфу гуансюэ вэйсин» (KGW) и «Гаофэнь шипинь вэйсин» (GSW). Пуск признан успешным, космические аппараты выведены на околоземную орбиту.

Как пишут китайские государственные СМИ, ракета-носитель вывела на запланированные орбиты спутники «Нептун-1» и «Смарт-1С», а также широкополосный оптический спутник и видеоспутник высокого разрешения. По двум последним наблюдателям не известно ничего. Один из выведенных на орбиту космических аппаратов — «Хайвансин-01» (он же «Нептун-01») — представляет собой малый радиолокационный спутник дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), оснащенный параболической антенной и способный получать изображения объектов на Земле в любую погоду вне зависимости от времени суток. Он доставлен на солнечно-синхронную орбиту высотой 507 км.

Согласно официальным данным, спутник, созданный Шанхайской академией технологии космического полета (SAST), будет использоваться для мониторинга стихийных бедствий и смягчения их последствий, охраны окружающей среды, обеспечения безопасности на море и поиска полезных ископаемых. Кроме того, в отличие от традиционных радиолокационных спутников, он может определять направление медленно движущихся целей. Выведенный сегодня спутник заложил основу для будущей орбитальной группировки «Хайвансин», которую планируют расширить сначала до 13 аппаратов, а к 2028 году — до 36.

«Чжисин-1С» (он же «Смарт-1С»), по всей видимости, также представляет собой аппарат радиолокационного наблюдения, разработанный Цзинаньской космической научно-технической компанией «Чжисин». Ранее Китай уже запускал подобные аппараты, обозначенные как «Чжисин-1A» (22 декабря 2020 года), «Чжисин-1B» (14 декабря 2022 года) и «Чжисин-3A» (14 ноября 2022 года).

«Чанчжэн-6С» — двухступенчатая ракета промежуточного класса грузоподъемности (между легким и средним), разработанная Шанхайской академией SAST, находящейся в подчинении Китайской корпорации аэрокосмической науки и технологий CASC и известной также как «Восьмая академия». Ее высота — 43 м, диаметр — 3,35 м, стартовая масса — 217 тонн. Она способна выводить до 4,5 тонны на низкую околоземную орбиту и до двух тонн на солнечно-синхронную орбиту высотой 700 км.

Одна из особенностей ракеты — возможность выводить спутники на круговые орбиты разной высоты путем нескольких включений двигателя второй ступени, а также возможность запускать аппараты различных размеров (как в одиночной, так и в групповой миссии) с помощью нескольких типов головных обтекателей.

Это третья модификация варианта «Чанчжэн-6» — первого носителя из новой линейки китайских ракет, работающих на экологически чистом топливе, к которым относятся CZ-5, CZ-6, CZ-7 и CZ-8. Первый пуск легкой CZ-6 состоялся 20 сентября 2015 года, а первый пуск средней CZ-6A — 29 марта 2022 года.

По словам разработчиков, CZ-6C «полностью наследует передовые технологические достижения нового поколения, но также реализует концепцию "межпоколенческой модернизации" [создана путем модификации и совмещения элементов уже летавших членов подсемейства], возглавляя направление технологического развития средств выведения… Добавление новых членов в семейство "Великий поход" знаменует дальнейшее расширение парка новых носителей в нашей стране и способствует ускорению модернизации действующих ракет».

В основном новый носитель будет использоваться для выведения военных, гражданских и коммерческих спутников малого и среднего размера на низкую околоземную орбиту и солнечно-синхронную орбиту.

Это был первый пуск для «Чанчжэн-6С» и 520-й для семейства ракет-носителей «Чанчжэн». Ранее власти Китая сообщили о планах установить новый национальный рекорд по космическим запускам, отправив в космос 100 ракет-носителей за 2024 год. Из них около 70 стартов проведет государственная корпорация, а остальные — коммерческие компании. Помимо дебютного полета «Чанчжэн-6C», до конца года также должна впервые стартовать двухступенчатая жидкостная «Чанчжэн-12».