Конгресс США урезал бюджет NASA на 2%
Проекты

Конгресс США урезал бюджет NASA на 2%

4 марта 2024 года, 12:44

В минувшую пятницу NASA объявило о сворачивании проекта стоимостью более $2 млрд по дозаправке спутников из-за «высоких затрат» и традиционных «задержек с графиком». Но сегодня стала понятна истинная причина: подготовленный Конгрессом США законопроект о расходах на будущий финансовый год резко сокращает финансирование американского аэрокосмического агентства.

Объясняя отказ от проекта OSAM-1, NASA сослалось на «сохраняющиеся технические проблемы, связанные с затратами и графиком, а также на более широкий переход сообщества от дозаправки неподготовленных космических аппаратов, что привело к отсутствию преданного партнера». Однако масштаб проблем стал ясен после решения конгрессменов.

Законопроект, опубликованный представителями Сената и Палаты представителей, является окончательным и должен быть принят до 8 марта. Для NASA, чей директор Билл Нельсон долго добивался увеличения финансирования, он представляет собой сплошное разочарование.

Документ предусматривает выделение NASA около $24,9 млрд, что на 2% меньше, чем агентство получило в прошлом году (даже без учета инфляции), и на 8,5% меньше, чем сумма, которую национальное управление запросило на текущий финансовый год.

Кроме того, американский законодательный орган ужесточит проверки деятельности НАСА по некоторым ключевым направлениям. В частности, спецгруппа Независимого наблюдательного совета (MIRT) проведет пересмотр архитектуры программы по доставке образцов с Марса (MSR) и оценит, на что были потрачены выделенные средства.

«Соглашение предписывает NASA отчитаться не позднее чем через 60 дней после завершения отчета MIRT о рекомендуемом пути продвижения MSR в рамках сбалансированного научного портфеля», — говорится в соответствующем рапорте. Всего на него должно уйти от $300 млн (такая сумма была установлена Санатом) до $949,3 млн (столько готова выделить Палата представителей).

Неудовольствие парламентариев вызвало и февральское решение NASA сократить 8% своего штата, занятого в «марсианском» проекте из-за урезания финансирования. Новый законопроект предписывает NASA больше не увольнять людей, участвующих в MSR. По крайней мере, пока агентство не предоставит Конгрессу отчет о будущем программы.

Несмотря на закрытие OSAM-1, в документе есть строчка о выделении на этот проект очередных $227 млн. По всей видимости, NASA не поделилось с конгрессменами своими планами по сокращению расходов, или последние перед публикацией отчета не ознакомились с последними новостями за 1 марта.

Некоторым утешением для руководства NASA может служить то, что на свои программы Space Launch System и Orion они получили $2,6 млрд и $1,4 млрд соответственно — то есть даже немного больше, чем агентство запросило на 2024 год. Это означает, что несмотря на все финансовые проблемы, власти США хотят обогнать Китай и Россию в высадке людей на Луну, которая, как ожидается, должна произойти в этом десятилетии.