Японский зонд «Хаябуса-2» потеряет связь с Землей на три месяца
На орбите

Японский зонд «Хаябуса-2» потеряет связь с Землей на три месяца

19 апреля 2024 года, 12:32

Автоматическая межпланетная станция «Хаябуса-2», которая направляется к астероиду 1998 KY26, временно потеряет связь с Землей. Это связано с предстоящим солнечным соединением, когда Солнце «встанет» между нашей планетой и зондом. Ожидается, что аппарат вновь свяжется с диспетчерами из наземных центров в июле.

Специалисты Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA) 16 апреля отправили на космический аппарат «Хаябуса-2» команды для перевода станции в режим автономной работы, об этом сообщили в агентстве.

«"Хаябуса-2" в настоящее время находится на стороне Солнца, противоположной Земле. Этот процесс называется солнечным соединением, он продлится около трех месяцев. Поскольку Солнце находится в направлении аппарата, связь с ним затруднена, поэтому мы заранее отправили все необходимые команды», — говорится в сообщении JAXA. Ожидается, что станция выйдет на связь с диспетчерами на Земле в июле.

Солнечным соединением называют процесс, когда Солнце находится между Землей и каким-либо другим объектом или небесным телом. Из-за этого может прерываться связь космических аппаратов с наземными станциями. Чтобы исключить возможность технического сбоя автоматических систем, операторы на Земле заранее готовятся к предстоящему астрономическому событию и переводят аппараты в «безопасный» режим.

«Хаябуса-2» (или «Сапсан-2») был запущен с космодрома Танэгасима 3 декабря 2014 года с помощью японской ракеты-носителя H-2A компании Mitsubishi Heavy Industries (MHI). Его изначальной целью было собрать и доставить образцы грунта с астероида класса C — (162173) Рюгу. Зонд находился возле небесного тела с июня 2018 по ноябрь 2019 года и за этот период совершил две успешные посадки на его поверхность. Аппарату удалось доставить пробы на Землю в декабре 2020 года — он сбросил герметичную капсулу в атмосферу планеты, а сам остался на орбите.

Анализ собранных материалов показал, что они содержат ценную информацию о Солнечной системе — в том числе о том, какую роль астероиды играют в формировании земных молекул, необходимых для зарождения жизни. В январе текущего года ученые обнаружили в образцах с Рюгу следы кометной пыли, которые указывают на вероятность того, что органические вещества могли попасть в околоземный регион из космического пространства. До этого, в декабре 2023 года, в пробах нашли молекулы органических веществ, которые, как полагают ученые, могли образоваться в холодных областях межзвездной среды.

Поскольку все системы «Хаябуса-2» на этот момент находились в рабочем состоянии и запас топлива для его двигателей не был полностью исчерпан, в 2020 году JAXA приняло решение продлить научную работу аппарата и отправило его в еще одну экспедицию. В качестве новой «точки назначения» выбрали 30-метровый околоземный астероид 1998 KY26. План такой же, как и с Рюгу — ожидается, что автоматическая станция совершит посадку на поверхность небесного тела в июле 2031 года, соберет образцы грунта, после чего отправит их на Землю. Ученые надеются сравнить полученные пробы с двух астероидов, чтобы расширить свои знания о их происхождении.