Образцы с астероида Рюгу подтвердили одну из версий зарождения жизни на Земле
Наука

Образцы с астероида Рюгу подтвердили одну из версий зарождения жизни на Земле

24 января 2024 года, 13:38

Околоземный астероид Рюгу привлек к себе значительное внимание со стороны научного сообщества, когда японская автоматическая межпланетная станция «Хаябуса-2» собрала образцы грунта с небесного тела и успешно доставила их на Землю в декабре 2020 года. Последующий анализ этих материалов показал, что они являются ценным источником информации о Солнечной системе, включая то, какую роль астероиды могли сыграть в формировании на Земле молекул, необходимых для жизни. Теперь же ученые нашли в образцах с Рюгу следы кометной пыли — судя по всему, они указывают на то, что органические вещества могут попадать из космического пространства в околоземный регион.

Детальное исследование образцов с астероида Рюгу провела команда ученых во главе с доцентом кафедры наук о Земле Высшей научной школы Университета Тохоку Мегуми Мацумото. Составив 3D-изображения и проведя химический анализ, авторы обнаружили на их поверхности мелкие объекты размером от 5 до 20 микрометров, которые образовались в результате бомбардировки астероида микрометеоритами кометной пыли.

Поскольку околоземный астероид не имеет атмосферы, его поверхностный слой непосредственно контактирует с космосом. Это значит, что он часто подвержен воздействию мелкой межпланетной пыли, которая может попадать на его поверхность и изменять состав грунта. «Анализ показал, что эти “брызги”, состоящие в основном из силикатных стекол с полостями и небольшими вкраплениями железосернистых соединений, являются гидратированными силикатами Рюгу, смешанными с кометной пылью», — говорится в исследовании.

Как добавили авторы, образование подобных объектов произошло в результате смешивания поверхностных материалов Рюгу с кометной пылью и их плавления. Этому способствовали нагрев, вызванный ударом, и последующее быстрое охлаждение. Таким образом в фрагментах остались полости, которые соответствовали испарению водяного пара из гидратированных силикатов Рюгу.

Также анализ выявил присутствие мелких углеродистых материалов, которые по структуре схожи с «первобытным органическим веществом» в кометной пыли. Но отличие состоит в том, что в них нет азота и кислорода. «Мы предполагаем, что углеродистые материалы образовались из кометной органической материи в результате испарения летучих веществ, таких как азот и кислород, при ударе. Это указывает на то, что кометный материал был перенесен из внешней части Солнечной системы в околоземную область», — подчеркнули исследователи.

По их мнению, это органическое вещество может быть маленькими «зернами жизни», когда-то доставленными на Землю из космоса. В будущем команда ученых продолжит анализировать образцы Рюгу в поисках дополнительных фрагментов, которые позволят пролить свет на природу подобных космических материалов.

Ранее астрохимики обнаружили в образцах с астероида Рюгу молекулы органических веществ, которые могли образоваться в холодных областях межзвездной среды. На основе анализа они предположили, что можно говорить о двух возможных источниках органики в первичной материи Солнечной системы: один — внутри нее, а другой — за ее пределами.