Не зеленый: цветом инопланетной жизни вероятнее всего будет пурпурный
Наука

Не зеленый: цветом инопланетной жизни вероятнее всего будет пурпурный

19 апреля 2024 года, 11:06

Жизнь на Земле обычно ассоциируется с основным цветом растительности — зелёным. Но то, что нормально для Земли, может быть совершенно экзотическим по меркам Вселенной. И команда экологов, микробиологов, планетологов и астрономов предложила на первый взгляд парадоксальный шаг: искать в космосе жизнь, делая акцент на ярко-фиолетовых мирах.

То, что большинство растений на Земле имеет зелёный цвет — по большому счёту случайность. Возникает он благодаря хлорофиллу — пигменту, делающему возможным фотосинтез. Отражение именно этой части спектра видимого излучения (синий и красный свет хлорофилл поглощает) даёт в условиях нашей планеты максимальные энергетические выгоды. Но такие условия наблюдаются далеко не везде: к примеру, если бы Солнце было ближе к Земле — растения были бы синими, так как им приходилось бы отражать самое агрессивное излучение в оптическом диапазоне.

Но даже на Земле многие растения, водоросли и бактерии имеют вместо зелёного фиолетовый пигмент — антоциан. Насколько велик шанс, что именно такой получит распространение в других, далёких от Солнечной системы мирах? Исследователи считают, что достаточно велик.

Сегодня астрономам известно 5,5 тысяч экзопланет, из них чуть больше трёх десятков напоминают Землю. Причём уже находятся в процессе создания обсерватории, как наземные (Чрезвычайно большой телескоп) так и космические (телескоп имени Нэнси Грейс Роман), которые смогут оценить химический состав этих миров. А значит исследователям, если они намерены не пропустить там жизнь, необходимо приготовиться к тому, что она может оказаться, мягко говоря, непохожа на земную.

Коллектив во главе с Лигией Коэльо из Центра им. Карла Сагана (Институт SETI, Калифорния, США), объединивший специалистов сразу из нескольких ключевых для поисков жизни областей науки, оказал неоценимую помощь будущим исследователям. Команда составила каталог цветов и химических сигнатур, наличие которых в спектрах экзопланет могло бы оказаться признаком существования живых организмов.

После того, как в различных точках Земного шара была обнаружена целая коллекция бактерий с экзотическими пигментами, учёные создали модели планет, которые идеально сочетались бы с каждой из химических доминант. Среди жёлтых, оранжевых, коричневых и красных микроорганизмов отчётливо доминировала пурпурная окраска — именно её ученые имеют наибольший шанс встретить в одном из далёких миров.

«Если пурпурные бактерии процветают на поверхности скованной льдом землеподобной планеты, гикеанского, заснеженного мира или точно такой же Земли, но вращающейся вокруг более холодной звезды — то теперь у нас есть отличный инструмент для их поиска», — резюмировала Коэльо.

Исследования, направленные на систематизацию знаний об экзопланетах и вычленение тех из них, которые могут быть перспективны с точки зрения обитаемости, вновь становятся мейнстримом науки о космосе. Один из астрономов даже решил ответить на интригующий вопрос: на какой из экзопланет могла бы существовать цивилизация, в теории способная породить и землян? Из пяти тысяч экзопланет под этот критерий подошло всего семь.