Обнаружение углерода на поверхности Европы увеличивает шансы найти там жизнь
Наука

Обнаружение углерода на поверхности Европы увеличивает шансы найти там жизнь

22 сентября 2023 года, 10:39

Спутник Юпитера Европа — одно из немногих небесных тел в Солнечной системе, на котором есть шанс обнаружить жизнь. Она может быть в его соленом океане, под коркой водяного льда. Недавно там нашли перекись водорода, а теперь благодаря телескопу «Уэбб» еще и углерод, причем в значительном количестве. В НАСА полагают, что это открытие может служить еще одним шагом к ответу на вопрос, есть ли жизнь на Европе.

Сразу две команды астрономов, используя предоставленные телескопом данные, обнаружили углекислый газ в одной из областей ледяной поверхности Европы. Анализ показал, что углерод с большой долей вероятности возник в подповерхностном океане и не был доставлен метеоритами или другими внешними источниками. Более того, он появился там недавно.

«На Земле живым организмам нравится химическое разнообразие — чем больше разнообразия, тем лучше. Наша жизнь основана на углероде. Понимание химического состава океана Европы поможет нам определить, является ли он подходящим местом для жизни», — подчеркнул ведущий автор одного из исследований Джеронимо Вильянуэва.

Его коллега из другой команды исследователей Саманта Трамбо в свою очередь заметила: «Теперь у нас есть наблюдательные доказательства того, что углерод, который мы видим на поверхности Европы, поступил из океана. Это не тривиальная вещь. Углерод является биологически важнейшим элементом».

Оказалось, что на поверхности ледяного спутника Юпитера углекислый газ наиболее распространен в регионе под названием Тара Регио — геологически молодой области, известной как «местность хаоса». Именно там незадолго до этого нашли океанскую соль. Поверхностный лед в этом месте был разрушен, и, вероятно, благодаря этому произошел обмен элементами с внутренним океаном.

Поскольку углекислый газ на Европе нестабилен, он неизбежно должен был попасть на ее поверхность в геологически недавний период времени. В настоящий момент астрономы обсуждают, какая именно часть океана Европы соединяется с ее поверхностью. Если ответ будет найден, то ученые, возможно, смогут узнать чуть больше информации о составе океана еще до того, как пробурят лед, чтобы получить полную картину.

В октябре 2024 года НАСА планирует запустить свой космический аппарат Europa Clipper, который  несколько раз облетит Европу на близком расстоянии для дальнейшего изучения того, могут ли на ней существовать пригодные для жизни условия. А следующие зонды, возможно, уже смогут заняться бурением и окончательно поставят точку в вопросе жизни на спутнике Юпитера.