Зонд «Юнона» в деталях заснял самое вулканически активное тело Солнечной системы
Наука

7 февраля 2024 года, 12:24

Космический аппарат NASA Juno совершил второй облет спутника Юпитера Ио спустя почти два месяца после предыдущего. Американское агентство поделилось полученными снимками вулканической поверхности — это самые четкие изображения небесного тела на сегодняшний день. Они позволят изучить особенности вулканов Ио и понять, действительно ли они питаются магмой из недр спутника.

Зонд Juno («Юнона») 3 февраля приблизился к поверхности спутника Юпитера Ио на расстояние 1500 км. Это был второй этап облета, призванный дать новое представление о вулканической природе и внутреннем строении Ио. Во время него навигационная камера аппарата получила изображение поверхности с самым высоким разрешением на сегодняшний день. Первый этап облета прошел 30 декабря.

Спустя несколько дней NASA и Юго-Западный исследовательский институт опубликовали полученные снимки. На них видно небесное тело, которое находится в состоянии нехарактерного покоя. Ученые также опубликовали видео, на котором Juno постепенно приближается к Ио, испещренному вулканами.

Полученные снимки — часть исследования ученых NASA, цель которого — определить, питаются ли действующие вулканы Ио магмой под поверхностью спутника. Основываясь на современных геологических моделях, ученые полагают, что внутри небесного тела существует океан магмы, который стал результатом приливных процессов в недрах Ио, вызванных взаимодействием с мощной гравитацией Юпитера. Кроме того, благодаря пролетам зонда ученые могут исследовать частоту извержений вулканов на Ио, температуру и форму лавового потока, а также то, как активность Ио связана с потоком заряженных частиц в магнитосфере Юпитера.

Спутник Ио уникален тем, что это самое вулканически активное небесное тело в Солнечной системе — на нем насчитывается более 400 действующих вулканов. Его размеры и расстояние до планеты-хозяина сравнимы с параметрами Луны, но период обращения Ио составляет всего 42 ч. В составе спутника практически отсутствует вода и некоторые участки поверхности покрыты жидкой вулканической лавой из силикатов с высоким содержанием серы и ее соединений. Температура поверхности в районах извержений может достигать 1800° С, а в «спокойных» районах, свободных от извержений, она понижается до –160° С.

Во время последующих пролетов «Юнона» будет проходить мимо Ио на каждой второй орбите, постепенно удаляясь: первая орбита будет находиться на высоте около 16 500 км над поверхностью Ио, а последняя — на высоте 115 000 км. Кроме того, начиная с апреля, космический аппарат проведет серию экспериментов, в которых будет использоваться прибор Juno Gravity Science для изучения состава верхних слоев атмосферы Юпитера. Ожидается, что это предоставит ключевую информацию о форме и внутреннем строении планеты.

Во время предыдущего облета спутника Юпитера Ио 30 декабря 2023 года, Juno также приблизился к небесному телу на рекордное расстояние 1500 км. Во время двух последних пролетов аппарат был ближе к Ио, чем когда-либо, побив свой предыдущий рекорд в 12000 км, установленный 15 октября 2023 года.