Макет европейского жилого модуля для лунной станции Gateway готов к испытаниям
Технологии

Макет европейского жилого модуля для лунной станции Gateway готов к испытаниям

16 апреля 2024 года, 10:28

Европейское космическое агентство (ЕКА) разработало полноразмерный макет жилого модуля I-Hab будущей лунной станции Lunar Gateway. В ближайшее время он приступит к испытаниям. Опытные астронавты проверят «космическое жилище» на удобство и функциональность, после чего во внутренний дизайн могут внести изменения.

Завершилась приемка корпуса макета модуля I-Hab для будущей лунной орбитальной станции Lunar Gateway и начата подготовка к ее испытаниям, говорится в сообщении ЕКА. Компания-производитель Liquifer Space Systems передала конструкцию главному подрядчику проекта — итальянской Thales Alenia Space. Прототип представляет собой полномасштабную копию жилого модуля. Он позволит инженерам доработать «интерьер», чтобы в будущем астронавты могли безопасно и удобно передвигаться по нему.

Параллельно с созданием макета в течение прошлого года инженеры с помощью компьютерного моделирования анализировали, как можно улучшить интерьер модуля. Во время следующих этапов астронавты ЕКА и NASA, которые ранее летали на Международную космическую станцию (МКС), будут тестировать «космический дом» на удобство и функциональность, чтобы при необходимости разработчики могли скорректировать дизайн.

Пока что большинство компонентов внутри I-Hab — это муляжи. Постепенно модуль будет наполняться настоящей аппаратурой. В частности, макет европейского модуля I-Hab получит высокоточные интерфейсы для проверки связи между ним и модулями, разработанными Японским агентством аэрокосмических исследований (JAXA). Испытания станут важным шагом перед контрольной проверкой, во время которой дизайн модуля I-Hab будет окончательно доработан с привлечением международных партнеров, участвующих в создании Lunar Gateway, отмечают в ЕКА.

Заключительные испытания будут проведены на летном экземпляре I-Hab, который отправится к Луне в конце 2028 года. Его строительство уже началось на предприятии Thales Alenia Space в Турине вместе с модулем NASA Habitation and Logistics Outpost (HALO). После завершения сборки и испытаний летный экземпляр I-Hab передадут NASA, чтобы американское агентство вывело модуль и астронавтов на окололунную орбиту во время Artemis IV.

Lunar Gateway должна стать первой обитаемой космической станцией на окололунной орбите. Ожидается, что проект будет играть важную роль в программе по исследованию Луны Artemis после 2024 года. Несмотря на то, что проектом руководит американское агентство, станция будет международной — в разработке принимают участие Европа, Япония, Канада и ряд коммерческих партнеров.

I-Hab — это герметичный жилой модуль, к которому будут стыковаться космические корабли и другие модули станции. Вместе с модулем HALO от NASA он сможет вместить одновременно четырех астронавтов на срок до 90 дней. Ожидается, что HALO будет запущен на окололунную орбиту в ноябре 2025 года вместе с электродвигательным отсеком (PPE), чтобы сформировать первые «блоки» станции Lunar Gateway на окололунной орбите. I-HAB присоединится к ним только к концу 2028 года. В конце марта директор ESA по космическим исследованиям с участием человека и роботов Дэниел Нойеншвандер поделился первыми изображениями строящихся модулей I-Hab и HALO для Lunar Gateway.

Жилой модуль I-HAB разрабатывается в сотрудничестве с Японским агентством аэрокосмических исследований (JAXA). В октябре 2020 года ЕКА заключило контракт с франко-итальянский частной компанией Thales Alenia Space на сумму €327 млн на его разработку и производство.