На Землю с МКС доставили первые результаты эксперимента «Перепел»
Наука

На Землю с МКС доставили первые результаты эксперимента «Перепел»

12 апреля 2024 года, 12:29

На борту Международной космической станции (МКС) завершился эксперимент «Перепел», направленный на изучение эмбрионов птенцов. Яйца японского перепела, которые провели в инкубаторе на МКС более 15 суток, доставили на Землю 6 апреля на космическом корабле «Союз МС-24». В тот же день их отправили в лабораторию Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН, где специалисты займутся их дальнейшим изучением.

Эксперимент проводили космонавты в модуле «Наука» российского сегмента МКС в течение 15 суток. Для этого яйца японского перепела поместили в комплекс «Инкубатор», в котором поддерживались два вида условий выращивания: искусственной силы тяжести и невесомости. Это нужно, чтобы изучить эмбриональное развитие птиц данного вида и выявить, как влияют на него суровые условия космического полета.

Как отмечает командир отряда космонавтов Роскосмоса Олег Кононенко, несмотря на то, что эксперимент уже проводился на Земле, на орбите с его выполнением возникают трудности. «Эксперимент новый <…> неожиданностей много. Само выполнение эксперимента "Перепел" требует точности исполнения, внимания и терпения. Яйца перепела гораздо меньше куриных, максимальный размер — около 3 см. В условиях невесомости их необходимо было самым внимательным образом овоскопировать, то есть изучить на наличие дефектов в защитной оболочке — скорлупе, поскольку любая пропущенная трещина в ней, особенно в случае яйца из группы центрифугирования, приведет к разрыву оболочки, выходу содержимого в объем оборудования и его выводу из строя», приводит его слова пресс-служба Российской академии наук. Космонавт также отметил, что даже для размещения яиц в секциях инкубатора и, в особенности, на центрифуге, потребовались навыки точной работы в условиях невесомости.

В лаборатории на Земле ученые изучат вернувшийся с орбиты эмбриологический материал. Они сравнят экспериментальные данные с результатами аналогичных экспериментов, которые проводились ранее в земных условиях. Предварительные результаты исследования должны появиться к осени текущего года.

Подобные эксперименты проводились раньше на орбитальной станции «Мир» предшественнице МКС. С 1990 по 1999 год космонавты провели восемь таких исследований для изучения развития эмбрионов японского перепела с последующим выведением птенцов. Часть выращенных в невесомости эмбрионов имели патологии в отдельных органах и системах. Некоторым птенцам удавалось вылупиться, однако адаптироваться к условиям невесомости они не могли. Благодаря новым экспериментам российские ученые ожидают найти причину отклонений в развитии птенцов, выращенных в космических условиях.

Спускаемый аппарат космического корабля «Союз МС-24» приземлился юго-восточнее казахстанского города Жезказгана 6 апреля. С помощью него на Землю с МКС вернулись космонавт Роскосмоса Олег Новицкий, первая женщина-космонавт Белоруссии Марина Василевская и астронавт NASA Лорал О’Хара.

Грузовой корабль «Прогресс МС-25» доставил 48 яиц японского перепела на МКС в ноябре 2023 года. В составе полезной нагрузки также был аппарат «Инкубатор-3» для выращивания птенцов и центрифуга для создания искусственной гравитации. Подробнее о том, для чего проводится эксперимент и как он проходил ранее, читайте в нашем материале.

О завершении эксперимента «Перепел» в невесомости стало известно в конце декабря 2023 года. Как сообщил глава ИМБП РАН Олег Орлов, его результаты будут доставлены на Землю в три этапа. Контейнеры с биоматериалом, зафиксированным на 15 сутки инкубации, в рамках первого этапа уже прибыли на Землю. В сентябре планируется вернуть с МКС еще две емкости с материалами, зафиксированными на 7 сутки инкубации, а в марте 2025 года четыре контейнера, с результатами, зафиксированными на 4 и 10 сутки инкубации.

Как уточнила научный сотрудник ИМБП РАН Тамара Гурьева, в 2025 году ученые могут повторить на борту МКС эксперимент «Перепел», если их не устроят результаты последних испытаний. По ее словам, это будет зависеть только от того, получится ли доказать, что изменения у эмбриона в условиях гравитации связаны только с радиацией.