Проект «Ангара/Амур» — первый постсоветский
Проекты

Проект «Ангара/Амур» — первый постсоветский

11 апреля 2024 года, 12:10

11 апреля с космодрома Восточный состоялся первый пуск ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5». Испытательная полезная нагрузка успешно выведена на расчетную орбиту. Без преувеличения это событие открывает новый этап российской космонавтики. О том, что такое проект космического ракетного комплекса (КРК) «Амур», разрабатываемого государственным космическим научно-производственным центром (ГКНПЦ) имени М.В. Хруничева, частью которого является ракета «Ангара-А5», — в нашем материале.

1 / 5

От «Ангары» к «Амуру»

Семейство средств выведения «Ангара», построенных на базе универсальных ракетных модулей первого (УРМ-1) и второго (УРМ-2) типов, включает ракеты легкого («Ангара-1.2») и тяжелого («Ангара-А5») классов, способные поднимать на низкую околоземную орбиту полезный груз от 3.5 тонн до 24.5 тонн соответственно. Более мощный (полезный груз — 27.7 тонн) вариант «Ангара-А5М» создается путем форсирования двигателя первой и второй ступеней и облегчения конструкции, а носитель тяжелого класса повышенной грузоподъемности (полезный груз — до 38 тонн) «Ангара-А5В» создается на базе «Ангары-А5М» путём замены кислородно-керосиновой третьей ступени на кислородно-водородную.

«Ангара» — первое семейство современных экологически чистых ракет-носителей, созданное в России после 1991 года на базе только отечественных компонентов с использованием передовых технологий. Это не адаптация или доработка существующего носителя, это совершенно новый комплекс, построенный по новым принципам с новой динамической схемой и оснащенный высокосовершенной гибкой системой управления.

Изначально тяжелая «Ангара» разрабатывалась на замену «Протона», используемого с космодрома Байконур, и предназначалась для обеспечения независимого гарантированного доступа в космос при пусках с российской территории. Новые стартовые комплексы, построенные для «Ангары» на космодромах Плесецк и Восточный, дают такой доступ в любой геополитической обстановке.

В отличие от «Протона», двигатели которого работают на токсичных компонентах «четырёхокись азота (амил) — несимметричный диметилгидразин (гептил)», «Ангара» оснащена экономичными двигателями на безопасных компонентах «жидкий кислород — керосин». Новое семейство обещает и другие преимущества по сравнению с «Протоном». Модульная конструкция позволяет оптимизировать грузоподъёмность ракет для различных задач, а развитие проекта предполагает использование высокоэффективных перспективных разгонных блоков.

В составе КРК «Амур», базирующегося на космодроме Восточный, планируется применять:

• трехступенчатые ракеты-носители «Ангара-А5» и «Ангара-А5М» тяжелого класса и «Ангара-А5В» повышенной грузоподъемности;

• кислородно-керосиновые разгонные блоки «Орион» (развитие блоков ДМ разработки Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» имени С.П.Королёва);

• кислородно-водородные разгонные блоки тяжелого класса КВТК (развитие блоков «Двина-КВТК» разработки ГКНПЦ имени М.В.Хруничева).

Комплекс предназначен для обеспечения запусков:

• пилотируемых транспортных кораблей нового поколения и блоков космических станций на околоземные орбиты;

• автоматических космических аппаратов научного, социально-экономического, двойного и коммерческого назначения на околоземные орбиты (включая геопереходные и геостационарные) и отлетные траектории.

КРК «Амур», создаваемый с привлечением ведущих предприятий ракетно-космической отрасли, позволит с минимальными финансовыми затратами, с высокой надёжностью и низкой стоимостью эксплуатации обеспечить паритет отечественных средств выведения с зарубежными аналогами.

Лётно-конструкторские испытания «Ангары» начались на Плесецке в 2014 году. С тех пор с северного космодрома осуществлено шесть пусков ракеты — одной специализированной («Ангара-1.2ПП»), для проверки конструктивных решений всего семейства, двух легких («Ангара-1.2») и трех тяжелых («Ангара-А5»). Два раза носитель летал с разгонным блоком «Бриз-М», а третий — с разгонным блоком «Персей» типа ДМ.

Серийный выпуск семейства ракет-носителей, разработанных в ГКНПЦ имени М.В.Хруничева, налажен в омском производственном объединении (ПО) «Полёт» (филиал Центра Хруничева).

Теперь настала очередь лётно-конструкторских испытаний тяжёлой «Ангары» с Восточного: космодром, расположенный значительно южнее Плесецка, больше подходит для запусков космических аппаратов на геостационарную орбиту и межпланетные траектории.

«Ангара» на Дальнем Востоке

Решение о строительстве инфраструктуры для «Ангары» на Восточном было принято в начале 2013 года. Создание наземных объектов КРК «Амур» включалось во вторую очередь строительства космодрома и началось в 2018 году.

В основе лежит универсальный стартовый комплекс, позволяющий производить пуски всех носителей семейства «Ангара», в том числе с водородными верхними ступенями и разгонными блоками. Это первое отличие от старта в Плесецке. Второе — на Восточном комплекс возводился с нуля, тогда как в Плесецке переделывался из недостроенного старта ракеты «Зенит».

На новом российском космодроме подготовка носителей «Ангара» ведется в универсальном Техническом комплексе, построенном для ракет «Союз-2», для чего здесь смонтировали 20 новых систем.

«На Восточном, впервые в истории отечественной наземной космической инфраструктуры, создан унифицированный технический комплекс, обеспечивающий компактное и комплексное выполнение всех операций — от приема составных частей ракеты, их подготовки, сборки, испытаний, заправки и до самого вывоза на старт, — отмечал в 2022 году генеральный директора Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) Руслан Мухамеджанов. — До этого все операции велись экстерриториально, в сооружениях, разбросанных по территории космодромов».

Путь к старту

После завершения строительства стартового комплекса, осенью 2023 года начались комплексные испытания наземной инфраструктуры с использованием стендовой ракеты «Ангара-А5НЖ» («наземная жидкостная»), предназначенной для отработки подготовки штатного тяжелого носителя к пуску и аттестации КРК «Амур».

В сентябре-октябре «Ангару-А5НЖ» собрали и испытали на техническом комплексе, а в середине ноября вывезли на стартовый комплекс, месяц тестировали вместе с «наземкой». Ракета подвергалась электропневмо- и заправочным испытаниям.

11 декабря госкорпорация «Роскосмос» сообщила: «Специалисты предприятий Госкорпорации... успешно провели все необходимые проверки в рамках первого этапа испытаний... Расчет осуществил частичную и полную заправку макета компонентами ракетного топлива... Заправочные системы отработали без замечаний».

Параллельно на космодром с заводов-изготовителей отправлялись составные части лётного экземпляра «Ангары-А5». В ходе транспортировки блоков проводились комплексные испытания специально разработанных средств железнодорожной доставки составных частей «Ангары-А5», подтвердившие правильность инженерно-технических решений, заложенных в новые средства.

23 декабря 2023 года на Восточный из РКК «Энергия» прибыл технологическо-летный разгонный блок «Орион», а 9 января 2024 года из ПО «Полет» пришел эшелон с составными частями носителя, изготовленными в Омске. «Это первая наша ракета и, я надеюсь, что ее запуск пройдет успешно», — прокомментировал министр промышленности Омской области Андрей Посаженников.

1 февраля этого года генеральный директор «Роскосмоса» Юрий Борисов посетил с рабочим визитом ПО «Полет», где осмотрел цеха по изготовлению и испытаниям ракет-носителей семейства «Ангара», провел совещание с руководством, а на встрече с коллективом вручил работникам омского предприятия почетные грамоты и благодарности Госкорпорации.

«ПО «Полет» превратился в новую производственную площадку с новыми корпусами и, самое главное, с оптимистичным будущим, — отметил Юрий Борисов в ходе мероприятия. — Вы изготавливаете основной носитель для нашего основного заказчика — Министерства обороны РФ. Максимальные производственные мощности — около восьми тяжелых ракет «Ангара-А5» плюс легкие ракеты «Ангара-1.2» — это очень серьезный объем товарной продукции».

17 января 2024 года в рамках подготовки к летно-конструкторским испытаниям КРК «Амур» на Восточном начались работы с ракетой «Ангара-А5», а 9 февраля прошли комплексные испытания носителя с разгонным блоком «Орион».

4 марта было принято решение выполнить первый пуск «Ангары-А5» с Восточного в период с 6 по 10 апреля 2024 года. 6 марта блок «Орион» заправили горючим и сжатыми газами. 20 марта ракету собрали, состыковали с головной частью, а 26 марта вывезли на старт. 

Будущее «Ангары»

После выхода в отставку «Протона-М», «Ангара-А5» станет основным российским тяжелым средством выведения. В отличие от предшественника, ракета будет летать с двух космодромов — Плесецк и Восточный. С первого «Ангара-А5» будет запускать тяжёлые космические аппараты в интересах национальной безопасности, со второго предполагается решать широкий круг задач в области научной, прикладной и пилотируемой космонавтики.

Основной модификацией, «работающей» на Восточном, станет модернизированная «Ангара-А5М» с блоками нижних ступеней, оснащенными форсированным двигателем РД-191М.

В конце 2021 года компания «Протон-ПМ» (входит в интегрированную структуру НПО Энергомаш госкорпорации «Роскосмос») заключила договор на поставку пяти опытных образцов двигателя РД-191М для проведения лётно-конструкторских испытаний ракеты-носителя «Ангара-А5М» на космодроме Восточный. К освоению РД-191М «Протон-ПМ» приступил в начале 2021 года после заключения контракта на поставку трёх двигателей для наземной отработки.

«Ангара-А5М» будет применяться для выведения на орбиту модулей Российской орбитальной станции (РОС) и пилотируемых транспортных кораблей нового поколения. Ракетой этой серии планируется запускать межпланетные станции «Венера-Д», «Бумеранг», «Луна», «Лаплас», спутники «Электро-Л», «Луч», космические обсерватории «Спектр-М» и «Гамма-400» и другие. Значительно расширятся возможности России по запуску космических аппаратов по пилотируемой программе и в дальний космос после ввода в строй носителя «Ангара-А5В», что позволит решать ранее недоступные задачи.