Почему болеют космонавты: известны первые результаты эксперимента SIRIUS-23
Проекты

Почему болеют космонавты: известны первые результаты эксперимента SIRIUS-23

11 апреля 2024 года, 09:34

Участники изоляционного эксперимента SIRIUS-23 уже пятый месяц находятся «взаперти» в наземном комплексе. За это время они успели пройти ряд испытаний, результатами которых поделились специалисты ИМБП РАН. В частности, ученым удалось понять, почему у космонавтов, несмотря на их высокие показатели здоровья, снижается иммунитет во время полета.

«В проведенных экспериментах был получен ряд, не побоюсь этого слова, уникальных данных, которые характеризуют различные физиологические системы <…> в этих экспериментах получили ответ на очень интересный вопрос», — заявил исполнительный директор и председатель оргкомитета эксперимента SIRIUS-23, заведующий лабораторией физиологии иммунной системы ИМБП РАН Сергей Пономарев, передают «Известия».

По его словам, у космонавтов, несмотря на их крепкое здоровье, во время полета наблюдается снижение иммунитета. Это может проявляться в виде герпес-вирусных инфекций, ларингитов, ринитов и ряда других заболеваний. При этом показатели остаются в пределах клинической нормы. Специалисты ИМБП РАН решили разобраться в причинах проблемы и в ходе эксперимента SIRIUS-23 выяснили, что факторы космического полета вызывают изменения в системе иммунитета.

«Они, как правило, разнонаправленные. Вот эти разнонаправленные изменения, которые выходят за пределы своего индивидуального коридора, <…> в конечном итоге приводят к тому, что ослабевает иммунный надзор, и мы наблюдаем реактивацию различных инфекций», — поделился Пономарев. Другими словами, бактерии, обитающие, например, на коже или слизистой носа, приводят к тому, что космонавт заболевает.

Ученый отметил, что во время полетов в дальний космос человек — это один из самых уязвимых факторов, и задача специалистов ИМБП РАН в том, чтобы минимизировать все связанные с этим риски. Для этого проводятся изоляционные эксперименты, которые позволяют изучить, как условия депривации могут повлиять на организм космонавтов. Помимо этого, испытания, которые проводятся на Земле, позволяют проводить целый спектр медико-биологических исследований.

Участники эксперимента SIRIUS-23 регулярно проходят различные испытания. Так, например, 22 марта — на 129 «полетные» сутки, они совершили вторую из запланированных серий десантных операций на смоделированную поверхность Луны. Для этого использовался комплекс виртуальной реальности и специализированные тренажеры, имитирующие условия пониженной гравитации. В том числе, испытуемые должны были взаимодействовать с дистанционно-управляемым антропоморфным роботом, расположенным на мобильной платформе.

Четвертый изоляционный эксперимент ИМБП РАН — SIRIUS-23 стартовал 14 ноября 2023 года. Шестерых участников —двоих мужчин и четырех женщин из России и Белоруссии — поместили на год в замкнутое пространство — Наземный экспериментальный комплекс (НЭК). Эксперимент призван смоделировать длительный полет к Луне. В программу входят стыковки с грузовыми транспортными кораблями, облет естественного спутника Земли и поиск места посадки на его поверхности, высадка экипажа на лунную поверхность, управление луноходом, и ряд других задач.

Среди целей SIRIUS-23 — изучить, как влияют экстремальные условия на человеческий организм, а также понаблюдать, как смешанный по гендерному признаку экипаж будет взаимодействовать в условиях ограниченного пространства, изоляции и задержек связи. Предыдущие эксперименты проекта SIRIUS длились 17, 120 и 240 суток. Подробнее о том, меняется ли психика человека в замкнутом пространстве, почему важно проводить подобные эксперименты, в чем их научная значимость и важен ли гендерный состав экипажа, читайте в интервью Pro Космос с командиром экипажа эксперимента SIRIUS-21 Олегом Блиновым.