Китайские ученые обнаружили на Луне два новых минерала
Наука

Китайские ученые обнаружили на Луне два новых минерала

11 апреля 2024 года, 12:44

Планетологи могут совершить внезапный прорыв в изучении поверхности Луны и понимании процессов ее эволюции — благодаря работе китайских коллег, которые обнаружили в реголите, доставленном на Землю исследовательским зондом «Чанъэ-5», два уникальных минерала, которые начисто отсутствуют в земной природе. Что особенно любопытно — оба они на основе титана.

Опаленные солнечным излучением крошечные «бусинки», привезенные на нашу планету в 2020 году, оказались настоящим сокровищем с точки зрения внеземной геологии. Достаточно сказать, что за весь двадцатый век на Луне советскими и американскими исследователями было открыто всего пять уникальных минералов. В то время как один-единственный китайский зонд позволил за три года увеличить это число до восьми.

Первый из обнаруженных китайцами в лунном грунте минералов получил в 2022 году название «чанъезит». Теперь же вдобавок к нему в реголите были обнаружены редкие соединения титана. Редкие настолько, что одно из них вообще не встречается в естественных условиях на Земле.

Речь идет о диоксиде титана, также известном как рутил (его формула — TiO2), и совершенно особом минерале — Ti2O, найденном в двух одинаковых химически, но разных структурно формах. Триагональная и триклинная кристаллические структуры позволяют четко разграничить их и искать в других образцах реголита уже как разные породы.

Ученые из Института геохимии в Гуйяне вместе с коллегами из Макао и Гуанчжоу предполагают, что эти минералы (у которых пока даже нет названия) образовались в результате активного испарения и осаждения, спровоцированных постоянной бомбардировкой Луны микрометеоритами. Такая «обработка» позволяет газу перейти сразу в твердое состояние, минуя жидкое, и делает возможной появление многих экзотических форм.

В деталях это выглядит так: небольшие метеориты со скоростью более 20 км в секунду врезаются в довольно распространенный на поверхности нашего спутника ильменит. Эта порода содержит железо, титан и кислород, которые высвобождаются при столкновении. Затем, снова конденсируясь, они выпадают своего рода «дождем», скапливаясь на краю ударного кратера.

Находка этих двух новых минералов позволит совершенно по-новому оценить интенсивность взаимодействия Луны с микрометеоритами. «Известно, что удары микрометеоритов играют ключевую роль в изменении лунного ландшафта, но как на самом деле происходят эти преобразования, долго оставалось неясным», — замечают исследователи.

Теперь изучение процессов ударного выветривания на Луне получит новое развитие, результаты которого можно будет отлично экстраполировать и на другие тела Солнечной системы. Интересы же китайских геологов не ограничиваются Луной — к примеру, буквально вчера они доказали, что на поверхности громадного астероида Веста в глубокой древности плескался океан расплавленной магмы. Следы которого помог установить небольшой камушек, найденный в Африке.