Вторая отмена пуска «Ангары-А5» с Восточного: причина и похожие ситуации
Сегодня на космодроме Восточный должен был состояться первый пуск новой российской ракеты-носителя «Ангара-А5». Однако из-за срабатывания автоматики старт был снова отменен. Предварительно он должен состояться завтра, 11 апреля, в то же время — 12:00 мск, если такое решение примет после разбора ситуации госкомиссия. Как показал предварительный анализ телеметрии, причиной стала техническая неполадка, связанная со сбоем в системе контроля запуска двигателя. Почему в отмене запуска новой космической техники нет ничего экстраординарного, чем дебютный полет «Ангары» отличается от рядовых стартов и как обстоит ситуация с переносами в других странах, прежде всего США и Европе, рассказывает Pro Космос.
Предполагалось, что тяжелая ракета «Ангара-А5» отправится в свой первый полет 9 апреля, но за несколько минут до пуска поступила автоматическая команда отмены. Как объяснил гендиректор Роскосмоса Юрий Борисов, это произошло из-за нештатной работы дренажного клапана. Однако проблему удалось выявить и разработать все необходимые мероприятия, чтобы благополучно пройти этот этап при второй попытке пуска, которая состоялась 10 апреля.
«Но выявилась новая техническая неполадка, связанная, по результатам предварительного анализа телеметрии, со сбоем в системе контроля запуска двигателя. Скорее всего, это программная ошибка, которая безусловно будет сегодня найдена», — заверил Борисов. По его словам, необратимых процессов, которые потребовали бы снятия носителя со стартового стола, не произошло.
Поэтому в Роскосмосе намерены повторить попытку запуска 11 апреля в 12:00 по московскому времени. Борисов напомнил, что госкорпорация находится лишь в начале летно-конструкторских испытаний космического ракетного комплекса «Амур», который включает в себя ракету-носитель и инфраструктуру Восточного. Этот этап как раз и предназначен для того, чтобы выявить все возможные нюансы. «Поэтому для разработчиков отмены пусков по техническим причинам — это достаточно рядовое явление», — резюмировал глава Роскосмоса.
Конечно, переносы неприятны, но необходимо отметить, что речь идет о первом пуске новой ракеты-носителя на абсолютно новом стартовом комплексе космодрома Восточный. Ведь ранее все носители семейства «Ангара» запускались с космодрома Плесецк в Архангельской области. Ключевое слово здесь — испытания: отрабатывается огромное количество подготовительных процедур, начиная от сборки ракеты и заканчивая стартом. Наша первоочередная задача — минимизация любых рисков, как для людей, так и для дорогостоящей техники, считают сотрудники пусковой команды.
Автоматическая остановка процедуры запуска, говорит о том, что система контроля сработала как должно и выполнила свою задачу — защитила ракету от возможной аварии. Теперь техническим специалистам нужно установить точный источник возникшей проблемы, и она будет устранена в ближайшие часы.
Критерием успеха миссии в большинстве случаев является выведение полезной нагрузки на заданную траекторию и нормальное ее «развертывание»: отделение от последней ступени ракеты, раскрытие солнечных батарей и антенн. А время запуска зачастую не имеет решающего значения. Поэтому автоматика проверки состояния носителя обычно справляется с выявлением нештатной работы систем, останавливает обратный отсчет, и такие случаи считаются нормой.
Перенос старта на другую дату не является чем-то экстраординарным в ситуации, когда мы говорим об испытаниях новой техники, — это происходит и у наших зарубежных коллег. Переносы запусков в США и Европе по различным причинам (по метеоусловиям космодрома, техническому состоянию ракеты-носителя, замечаниям к полезной нагрузке или к работе наземных систем) — обычное явление.
Можно сказать иначе: труднее найти пример, когда американская или европейская ракета улетела точно в назначенное время. Это бывает лишь тогда, когда перед стартовиками поставлены строгие ограничения по баллистическому окну (например, запуск какой-нибудь автоматической межпланетной станции или полет со стыковкой с Международной космической станцией), да и то не часто.
Вот характерные примеры. Пуск американской ракеты Falcon 9 компании SpaceX с телекоммуникационным спутником Intelsat 35e, первоначально назначенный на 2 июля 2017 года, состоялся лишь 5 июля, с третьей попытки: один раз перенос был из-за метеоусловий, и два раза — из-за нештатной работы бортового радиоэлектронного оборудования ракеты-носителя.
Пуск европейской ракеты-носителя Ariane 5ECA (миссия VA239) со спутниками Intelsat 37e и BSat-4a, назначенный на 5 сентября 2017 года, был отменен уже после включения маршевого двигателя первой ступени, но перед командой «зажигание» твердотопливных ускорителей. Запрет на старт выдал бортовой компьютер ракеты. Пуск состоялся только 29 сентября 2017 года. Этот случай был не единственным: аналогичная отмена имела место в истории Ariane 5 еще 30 марта 2011 года из-за нештатной работы гидропривода отклонения сопла одного из ускорителей.
Второй беспилотный запуск корабля CST-100 Starliner компании Boeing на ракете Atlas V был намечен на 30 июля 2021 года, но был отменен по техническим причинам. Ракету с кораблем вернули в сборочное сооружение, и в корабле нашли проблему с клапанами двигателей системы управления. После анализа проблема была признана серьезной, что заставило вернуть корабль на завод-изготовитель. Запуск состоялся только через десять месяцев после первоначально намеченной даты — 19 мая 2022 года!
Полной драматизма оказалась первая попытка пуска новой основной японской ракеты-носителя H-3. Сначала ее отложили с 13 на 15 февраля 2023 года «из-за неполадок, выявленных в системе управления полетом». Старт, предпринятый 17 февраля 2023 года, прервался после включения и начала работы маршевого жидкостного двигателя центрального блока: примерно за 6 секунд до запланированного момента отрыва носителя от стартового стола автоматика «обнаружила аномалию в работе бортовых систем, и отправила запрет на включение твердотопливных стартовых ускорителей». Н-3 осталась на земле.
«Мы не считаем, что это неудача», — сказал главный руководитель проекта Н-3 Масаси Окада, но добавил, что Японское агентство аэрокосмических исследований JAXA «воспринимает отмену запуска как очень серьезное происшествие». Проблему удалось устранить лишь к 6 марта, но пуск перенесли на сутки. В результате он состоялся 7 марта 2023 года и окончился аварией: Н-3 не смогла вывести на орбиту спутник дистанционного зондирования Земли DAICHI, поскольку не включился двигатель второй ступени.
Первая попытка пуска легкой европейской твердотопливной ракеты Vega (основная полезная нагрузка – спутники THEOS-2 и TRITON (FORMOSAT-7R), а также десять «кубсатов»-попутчиков), предпринятая 7 октября 2023 года после предыдущей аварии, случившейся 20 декабря 2022 года, была прервана за 14 секунд до старта из-за того, что во время обратного отсчета «показания одного из бортовых приборов превысили максимальный порог». Пуск состоялся 9 октября и был успешен.
Пуск тяжелого носителя Falcon Heavy с военным космопланом X-37B, намеченный первоначально на 11 декабря 2023 года, был перенесен на сутки сначала по метеоусловиям, а 12 декабря – из-за проблем с наземным оборудованием. Углубленный анализ показал необходимость дополнительной проверки систем, в результате дата пуска съехала с 13 декабря. С ракеты, стоящей на старте, слили топливо, а носитель отправили в здание интеграции для дополнительных проверок. Определить причину нештатной работы оборудования и возобновить подготовку к пуску удалось только 28 декабря. Пуск состоялся 29 декабря и был успешен.
Самый свежий пример — последний пуск ракеты-носителя Delta IV Heavy с секретным военным спутником Национального разведывательного управления NRO. Он был назначен на 28 марта 2024 года и отменен за несколько минут до команды «зажигание» (причина неизвестна). Состоялся перенос — сначала на 29 марта, потом на 1 апреля (по погоде), потом на 8 апреля (по погоде), затем на 9 апреля (снова по погоде). В конце концов Delta IV Heavy была запущена 9 апреля.
Это лишь семь иллюстраций, показывающих, что переносы важных запусков новой ракетной техники не по погодным причинам — скорее норма, чем исключение.