Крымский астроном-любитель подтвердил обнаружение опасного астероида
Наука

Крымский астроном-любитель подтвердил обнаружение опасного астероида

8 апреля 2024 года, 09:17

Некоторые астрономы-любители по результативности своих наблюдений способны «обойти на повороте» многих профессионалов. Примером чему служит крымчанин Геннадий Борисов, который получил из Центра малых планет Гарвардского университета подтверждение своего мартовского открытия. Речь идёт об астероиде, потенциально опасном для Земли.

Наблюдения за астероидами Геннадий Борисов ведёт уже 11 лет, и за это время открыл ровно восемьдесят больших и малых каменных тел. Наиболее урожайным оказался 2023 год, в течение которого было открыто сразу 53 астероида. Впрочем, текущий год может обновить рекорд, так как с его начала Борисов открыл уже 9 носящихся по Солнечной системе малых объектов.

И один из них явно вызывает опасения: это крупный астероид, диаметром больше 200 метров, траектория которого пролегает примерно в двух десятках миллионов километров от Земли. Борисов предоставил данные о нём в Центр малых планет, и обратной связи не пришлось ждать долго.

«Подтверждение получено. Это околоземный и потенциально опасный астероид. С начала года астероидов подобного размера в мире открыто около 60, один из них открыт мною. Его продолжают наблюдать. … [Такие астероиды] движутся на дальности, которая в 50 раз больше расстояния, отделяющего Землю от Луны, но, тем не менее, считаются потенциально опасными», — рассказал астроном-любитель.

Для того, чтобы понять, насколько это открытие незаурядное, стоит отметить, что всего около полусотни обсерваторий на весь Земной шар систематически занимаются поиском астероидов. А о каких-то успехах в этом направлении с начала года отрапортовали только пять из них.

Разумеется, астрономы, как профи, так и любители, наблюдают в Солнечной системе не только астероиды. К примеру, на личном счету Борисова числится 12 комет, одна из которых — открытая в 2019 году — носит его имя. Кстати, телескопы для своих исследований крымчанин создаёт собственноручно.

Категория «потенциально опасных» применительно к астероидам не должна вводить в излишнюю нервозность: для большинства из них вероятность столкновения с Землёй составляет ничтожные доли процента. Даже знаменитый Апофис, который в середине нулевых стал причиной апокалиптических настроений, по уточнённым данным, почти не имеет шанса в обозримом будущем навредить нашей планете.