В Австралии открыли частный космодром для запуска малых космических аппаратов
Проекты

В Австралии открыли частный космодром для запуска малых космических аппаратов

5 апреля 2024 года, 13:32

Австралийская частная компания Gilmour Space Technologies открыла собственный космодром Боуэн в Северном Квинсленде. В апреле оттуда должна впервые стартовать ракета-носитель Eris с прототипом спутника. Если старт пройдет успешно, Австралия докажет свою способность самостоятельно доставлять полезную нагрузку на околоземную орбиту с помощью произведенных в стране ракет-носителей.

Новый космодром Боуэн расположен на территории штата Эббот-Пойнт в Северном Квинсленде. Помимо того, что объект важен для развития космической сферы Австралии, ожидается, что он будет способствовать и росту экономики в регионе – создаст рабочие места и привлечет туристов, которые захотят посмотреть на запуски ракет.

Министр государственного развития и инфраструктуры Грейс Грейс признала важность нового космодрома для космической сферы Австралии. «Сейчас, как никогда ранее, космический сектор признан критически важным для обеспечения суверенности в области обороны, телекоммуникаций, инноваций и конкурентоспособности в промышленности, борьбы с изменением климата, а также для повседневных технологий, которыми мы все пользуемся», – сказала она.

В ближайшие недели на космодроме Боуэн планируется провести первый испытательный орбитальный запуск. Для этого специалисты готовят к полету 23-метровую и 35-тонную ракету-носитель Eris компании Gilmour Space. Она оснащена пятью гибридными ракетными двигателями Sirius, которые используют жидкий окислитель и твердое топливо, и способна выводить небольшие спутники на низкую околоземную орбиту. Во время предстоящего запуска на борту носителя будет находиться прототип спутника. Точная дата старта пока неизвестна – компания ждет выдачи разрешения на запуск от Австралийского космического агентства. Если старт пройдет успешно, Австралия станет одной из стран, способных самостоятельно доставлять полезную нагрузку на околоземную орбиту с помощью собственных ракет-носителей.

«Космодром Боуэн обеспечит доступ в космос из Австралии благодаря ракетам и спутникам, разработанным, изготовленным и запущенным прямо здесь, в Квинсленде. Это будет стартовая площадка для наших клиентов со всего мира, с помощью которой они смогут внедрять свои спутниковые технологии для связи, съемки Земли, защиты от стихийных бедствий, управления водными ресурсами, охраны границ страны и обороны», – сказал основатель и главный исполнительный директор Gilmour Space Technologies Адам Гилмор.

Gilmour Space Technologies – первая австралийская частная космическая компания, которая специализируется на коммерческих услугах запуска. Она была основана в 2012 году и уже спустя четыре года отправила в испытательный суборбитальный полет гибридную ракету RASTA. Следующий запуск на суборбитальную траекторию – на этот раз ракеты One Vision – в 2019 году завершился неудачей. Тем не менее в Gilmour Space заявили, что этот опыт позволит специалистам перейти к следующему этапу и избежать ошибок при создании носителя Eris.

В октябре 2023 года правительства Австралии и США подписали соглашение, которое позволяет запускать американские ракеты-носители с австралийских космодромов. В большей степени оно касается испытательного полигона Кунибба в Южной Австралии с орбитальным стартовым комплексом Whalers Way. Его создание ведется на частные деньги при поддержке Австралийского космического агентства.