Обнаружена экзопланета с постоянной темной стороной
Наука

Обнаружена экзопланета с постоянной темной стороной

2 апреля 2024 года, 13:52

Международная группа ученых доказала существование планеты с постоянной темной стороной. Суперземля LHS 3844b всегда направлена к своей звезде только одной стороной, подобно тому, как расположена Луна по отношению к Земле. Это связано с синхронизацией приливов в соотношении 1:1. Астрономы полагают, что существуют и другие подобные экзопланеты, в том числе те, на которых потенциально может быть жизнь.

Когда планета вращается очень близко к своей звезде, ее ближняя сторона испытывает гораздо более сильное притяжение, чем дальняя. Считается, что со временем дисбаланс, называемый приливной силой, замедляет вращение планеты до тех пор, пока оно не станет полностью синхронным с ее орбитой. Это означает, что время, за которое планета совершает один оборот вокруг своей оси, совпадает с периодом, необходимым для одного ее оборота вокруг своей звезды.

Чтобы проверить эту гипотезу, ученые в 2019 году с помощью космического телескопа «Спитцер» измерили интенсивность света, исходящего от суперземли LHS 3844b. Ученые предположили, что эти данные позволят им определить температуру поверхности на стороне планеты, обращенной к Земле, где, вероятно, нет атмосферы. Считается, что «не синхронизированные» экзопланеты, нагреваются из-за разницы в их вращении и мощной приливной силе, создаваемой их звездой. Команда обнаружила, что поверхность LHS 3844b относительно прохладная — что и следовало ожидать от подобного небесного тела.

«Это самое убедительное доказательство, которое только можно собрать с помощью существующей на данный момент информации или приборов», — говорит Эмили Раушер из Мичиганского университета в Энн-Арборе.

LHS 3844 b вращается вокруг красного карлика LHS 3844, делая один оборот за 11 часов. Ее радиус в 1,32 раза больше, чем у Земли, и она расположена на расстоянии около 48,5 световых лет от нашей планеты в созвездии Индеец.

В статье предполагается, что у LHS 3844b нет атмосферы, но результаты другого исследования, проведенного в 2022 году, говорят о том, что у экзопланеты все же может быть тонкий слой атмосферы, подобной земной.

Исследователи планируют продолжить изучение уникальной планеты и получить больше доказательств своей гипотезы с помощью мощнейшего космического телескопа «Джеймс Уэбб» (JWST). Аппарат позволит астрономам изучить вращение экзопланет в Млечном Пути, обращающихся немного дальше от своих звезд, чем LHS 3844b. Предполагается, что такие планеты способны поддерживать атмосферу и умеренные температуры, а значит, потенциально могут быть пригодны для жизни. Если «Уэбб» обнаружит, что они синхронизированы с приливами, как LHS 3844b, то «вероятно, значительная часть планет, и, безусловно, большинство пригодных для жизни планет, синхронизированы с приливами», поясняют авторы исследования.

Ранее ученые пришли к выводу, что на экзопланете LHS 1140b с большой вероятностью есть пригодная для дыхания атмосфера, а значит — и жизнь теоретически вполне возможна. Впрочем, аргументы «против» потенциальной обитаемости тоже есть.