Mars Express совершил 25 тысяч витков на орбите вокруг Марса
На орбите

Mars Express совершил 25 тысяч витков на орбите вокруг Марса

28 марта 2024 года, 12:10

Европейский зонд Mars Express совершил облет Марса в 25-тысячный раз. В честь этого события он запечатлел еще один захватывающий вид поверхности Красной планеты. На снимок, помимо крупнейших вулканов в Солнечной системе, также попал самый большой спутник планеты — Фобос.

Новое изображение было получено с помощью стереокамеры высокого разрешения HRSC, установленной на борту Mars Express. На нем изображен регион Тарсис (или Провинция Фарсида), который занимает около четверти поверхности планеты. Здесь расположены крупнейшие в Солнечной системе вулканы — гора Олимп, гора Аскрийская, гора Павлина, гора Арсия и ряд других. Все они считаются потухшими. Олимп из них самый высокий — он достигает около 26 км, что почти в три раза превосходит Эверест на Земле, высота которого 8,8 км. Под тремя вулканами на снимках также можно увидеть изломанные каньоны Лабиринта Ночи, которые ранее уже фотографировал Mars Express.

На изображении видно крупнейший спутник Марса — Фобос, который можно увидеть в виде темного пятна в левом нижнем углу. Он находится очень близко к Красной планете по стандартам Солнечной системы — всего в 6000 км от поверхности. Для сравнения, Луна находится примерно в 385 000 км от Земли.

В нижней части кадра, где виднеется синий оттенок, можно наблюдать некоторые интересные погодные особенности. Небольшая яркая линия справа и волнистая слева — это облака. Волнистые облака возникают, когда потоки воздуха обтекают возвышенность на поверхности, например, горный хребет, и в процессе набирают скорость. В результате воздух образует волнообразную структуру на защищенной от ветра стороне горы.

Mars Express — автоматическая межпланетная станция Европейского космического агентства (ЕКА), которая стартовала в июне 2003 года с космодрома «Байконур» с помощью ракеты-носителя «Союз-ФГ» с разгонным блоком «Фрегат».

Основная цель аппарата — изучение марсианской атмосферы и климата, минералогического состава и геологических структур поверхности, распространенности воды в разных формах на планете. Для этого на его борту собран комплекс из семи приборов, который включает разнообразные спектрометры, оптические камеры, альтиметр, анализатор нейтральных атомов и радиоантенны. Для трех спектроскопических экспериментов на борту аппарата: PFS, OMEGA и SPICAM — инструменты были изготовлены с участием России.

Ранее в экваториальной зоне Марса ученые обнаружили остатки потухшего вулкана гигантских размеров, который получил название «Ноктис Монс», что в переводе с латыни означает «Гора Ночи». Его диаметр достигает 450 км, а высота — 9 км. Объекту, который был разрушен практически до неузнаваемости, удавалось «скрываться», оставаясь при этом на виду. Ученые полагают, что его открытие позволит им продвинуться в изучении эволюции Красной планеты и поисках на ней жизни.