Телескоп «Евклид» удалось разморозить — он продолжит поиск темной материи
Технологии

Телескоп «Евклид» удалось разморозить — он продолжит поиск темной материи

27 марта 2024 года, 09:29

Специалисты Европейского космического агентства (ЕКА) решили проблему с обледенением линз запущенного в июле прошлого года телескопа «Евклид». Скопившийся лед мешал наблюдениям, поэтому было принято решение нагреть оптику. Изменение температуры всего на 34 градуса решило проблему и вернуло зрение прибору.

Запущенный менее девяти месяцев назад европейский космический телескоп «Евклид» недавно столкнулся с проблемами при проведении наблюдений. Специалисты заметили, что свет, поступающий на оптический прибор VIS от далеких звезд, постепенно уменьшался из-за льда, накапливающегося на его линзах. Спустя несколько месяцев они придумали план для нагрева отдельных зеркал в сложной оптической системе прибора, который не помешал бы точной калибровке телескопа и не вызвал бы еще больших неприятностей.

Они планировали нагревать зеркала в оптике «Евклида» одно за другим, и проверять, как это повлияет на входящий свет. Однако решить проблему удалось практически сразу — после того как самое первое зеркало нагрелось всего на 34 градуса, зрение Евклида было восстановлено.

«Наш главный подозреваемый, самое холодное зеркало за оптикой главного телескопа, было нагрето с -147°C до -113°C. Его не нужно было сильно нагревать, потому что в вакууме такой температуры достаточно, чтобы быстро испарить весь лед. Все прошло как по маслу! Почти сразу мы стали получать на 15% больше света из Вселенной. Я был уверен, что мы увидим значительное улучшение, но не таким впечатляющим образом», — сказал специалист по калибровке «Евклида» Миша Ширмер.

Благодаря тому, что зрение телескопа прояснилось на самом первом этапе процедуры, ученые и инженеры смогли точно определить, где образовался лед и в каком месте он, вероятно, появится снова. «Ожидаемо, что в будущем лед снова "затуманит" зрение прибора VIS. В таком случае можно будет просто повторять эту процедуру каждые 6-12 месяцев с довольно небольшими затратами», — пояснил специалист по приборам VIS Рэйко Накадзима. Полученный опыт также пригодится во время будущих запусков космических аппаратов, которые, вероятно, столкнутся с такой же проблемой обледенения.

Европейское космическое агентство запустило телескоп «Евклид» 1 июля 2023 года с помощью ракеты-носителя Falcon 9 компании SpaceX. Космическая обсерватория оснащена тремя инструментами: трехзеркальным 1,2-метровым телескопом, блоком для создания оптических изображений VIS, а также инфракрасным спектрометром NISP. Аппарат находится в точке Лагранжа L2 между Солнцем и Землей, которая считается идеальным местом для внеатмосферной астрономии.

Главная цель «Евклида» — ответить на фундаментальные научные вопросы о нашей Вселенной, например, о темной материи и темной энергии. Кроме того, ученые надеются с его помощью выяснить, насколько справедлива общая теория относительности в космических масштабах и как сформировалась Вселенная после Большого взрыва. В частности, измеряя с беспрецедентной точностью формы миллиардов галактик на протяжении долгой космической истории, телескоп должен составить 3D-карту распределения темной материи в нашей Вселенной. Он способен делать детальные снимки, меняя фокус каждые 75 минут в течение шести лет своей работы.